Становление религиоведения в XIX-XХ вв. как области научного знания
Страница 1

Материалы » Религиоведение - история становления » Становление религиоведения в XIX-XХ вв. как области научного знания

Процесс становления религиоведения как самостоятельной науки о религии начался в середине XIX в. и завершился в первых десятилетиях XX в. В первой половине XIX столетия то в одной, то в другой стране появлялись статьи, журналы, книги и даже учебники, в названии которых использовалось выражение «наука о религии»: то на французском языке (science des religions), то на немецком (religion–wissenschaft). В английский язык (science of religion) это понятие ввел известный немецко–британский филолог–компаративист, востоковед, профессор Оксфордского университета Фридрих Макс Мюллер (1823–1900) в своей статье «Семитический монотеизм» (1860). В своих многочисленных работах он убеждал ученых в необходимости создания самостоятельной науки о религии. Мюллер пытался сформулировать основные приемы и методы сравнительного религиоведения, опираясь на сравнительно–исторический метод, взятый из сравнительного языкознания, где он уже успел показать свою эффективность. Важную роль в популяризации идеи науки о религии как самостоятельной научной и учебной дисциплины сыграли работы голландских теологов П.Д. Шантепи де ла Соссей (1848–1920) и К.П. Тиле (1830–1902). Начиная с 1860 г. Корнелис Тиле неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и научных работах необходимость преподавания «науки о религии» в университетах, в том числе и на теологических факультетах. Необходимость введения новой учебной дисциплины в расписание теологических факультетов он объяснял тем, что она будет способствовать преодолению внутренней противоречивости конфессионального преподавания: пренебрежения знанием нехристианских религий, увлечения спекулятивными схоластическими конструкциями.

Возникновение сравнительного религиоведения как самостоятельной науки первоначально породило негативную реакцию клерикальных кругов практически во всех странах. Их представители были едины во мнении: нельзя изучать религию посредством рациональных методов светской науки, ибо в основе религии лежат не познаваемые разумом истины, доступные только иррациональной интуиции, откровению. Тем не менее интерес к сравнительному религиоведению постоянно возрастал, и не только у светских ученых, но и среди теологов. В конце XIX в. во многих крупнейших университетах Европы и Америки читались лекции по сравнительной истории, психологии, социологии и философии религии, одна за другой открывались соответствующие кафедры, в том числе и на теологических факультетах. Так, в 1873 г. была создана кафедра «истории и психологии религии» на теологическом факультете Женевского университета, в 1876 г. в Голландии после реформы теологических факультетов были основаны целых четыре кафедры по истории религий. В 1879 г. аналогичная кафедра была учреждена в Коллеж де Франс, а вскоре и во многих других университетах Франции. Начиная с конца XIX в. религиоведческие кафедры и научные центры стали открываться в различных европейских и американских университетах: в Манчестерском, Лондонском, Гарвардском, Бостонском, Лейденском,

В 1897 г. в Стокгольме прошел первый конгресс религиоведения, еще один конгресс по истории религии был организован в Париже в 1900 г. Во второй половине XIX в. появились журналы по сравнительному изучению религий, различные энциклопедии, среди которых в первую очередь следует назвать «Энциклопедию религии и этики» П. Гастингса. Значительными тиражами стали издаваться монографии крупнейших религиоведов того времени, в том числе хорошо известная нынешнему российскому читателю книга голландского теолога Д.П. Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий в двух томах» (1897). Таким образом, в конце XIX – начале XX столетия произошла институционализация

новой науки – религиоведения – как самостоятельного научного направления.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Языческая культура древних славян
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенн ...

Окружающий мир как источник знаний о Боге
“Дивной, великой книгой Божией” называл святитель Григорий Богослов окружающий нас мир. Наблюдая и изучая его, чистые сердцем и открытые для Истины люди, умеющие видеть красоту, гармонию и целесообразность мира, многое узнают о его Создателе. В материальном мире имею ...