Религии Древнего Китая
Страница 2

Материалы » Ранние и национальные религии » Религии Древнего Китая

“Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником”, т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья - малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновьей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

В центре учения Конфуция находится доктрина исправления имен – каждый человек должен соответствовать своему имени. Земледелец должен быть земледельцем, Отец – отцом, Чиновник – чиновником, Государь – государем.

Смысл истины – в обществе должно быть жесткое разделение труда. Каждый должен заниматься строго своим делом и тогда в «Поднебесной» воцарится мир и порядок, прекратятся смуты, междоусобные войны. Каждый к своей работе должен относиться как к профессиональному долгу и занимать положенное ему место не только в человеческом обществе, но и во всей природе, потому что таков закон Неба.

Небо – сверхъестественная, сверхземная, божественная реальность. Конфуций отказывался говорить, что такое Небо. Небо дает указ людям, Небо безлично – в этом глубокий смысл, если бы Небо было личностью, оно могло бы изменить закон в соответствии с прихотями, а так безлично и закон изменить не может. Поскольку все заняты своим делом, за дело в обществе отвечает государь – император. Власть императора не ограничена юридически, он сам дает стране законы. Государь – сын Неба, посредник между божественным Небом и Землей. Его фигура обожествляется.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Функции религии.
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религии" понимается характер и направление ее воздействия на общ ...

Благость
«благость» (греч. «хрестозес») – нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Пет. 2:3); ...