Светлое Христово Воскресение.
Страница 4

Истоки христианства » Светлое Христово Воскресение.

9 ЯНВАРЯ — Стефанов день — в этот день нанимали батраков.

11 ЯНВАРЯ — день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом — с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы».

12 ЯНВАРЯ — Анисья — желудочница — по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме — «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной».

13 ЯНВАРЯ — день святой Маланьи или Васильева коляда — раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года — в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года — «Под Василья ведьмы крадут месяц» — «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая и фруктов».

14 ЯНВАРЯ — Василий Великий — покровитель свиней — по старому календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на НовыйГод.

15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер — лихоманок — дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.

16 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии — «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» — «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».

17 ЯНВАРЯ — В этот и следующий день женщинам запрещалось шить — считалось, что тогда ребенок родится слепым.

18 ЯНВАРЯ — Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник — основной день святочных гаданий — накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках — собирали снег для беления холстов и умывания — в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.

19 ЯНВАРЯ — Крещение, Богоявление — «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение — со святками прощение».

Сырная (Масленица)

Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну

. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор.

Основной едой на Масленицу были

блины (помимо молочных продуктов и рыбы).

Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье —

заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем

, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы»,

нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

«Дискриминация коренного населения Латинской Америки в колониальный период и позиция католической церкви в этом вопросе»
Христианская религия, как и большинство мировых религий, сформировавшись, претендует на универсальность, на распространение своего влияния на все народы мира без исключения. Христианская церковь возникает как «католическая», т.е. как всеобщая, всеохватывающая, вселенс ...

Об имени бога евреев
Знать имя, значит понимать сущность. Когда рукопись была практически готова, я дал ее почитать одному настоящему еврею. Он просмотрел материал довольно внимательно, и его реакция была в целом довольно нормальная, т.е. по существу он подтвердил мой взгляд на эту пробл ...