Светлое Христово Воскресение.Страница 4
9 ЯНВАРЯ — Стефанов день — в этот день нанимали батраков.
11 ЯНВАРЯ — день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом — с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы».
12 ЯНВАРЯ — Анисья — желудочница — по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме — «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной».
13 ЯНВАРЯ — день святой Маланьи или Васильева коляда — раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года — в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года — «Под Василья ведьмы крадут месяц» — «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая и фруктов».
14 ЯНВАРЯ — Василий Великий — покровитель свиней — по старому календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на НовыйГод.
15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер — лихоманок — дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.
16 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии — «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» — «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».
17 ЯНВАРЯ — В этот и следующий день женщинам запрещалось шить — считалось, что тогда ребенок родится слепым.
18 ЯНВАРЯ — Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник — основной день святочных гаданий — накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках — собирали снег для беления холстов и умывания — в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.
19 ЯНВАРЯ — Крещение, Богоявление — «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение — со святками прощение».
Сырная (Масленица)
Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну
. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор.
Основной едой на Масленицу были
блины (помимо молочных продуктов и рыбы).
Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье —
заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем
, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы»,
нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Другое по теме:
Символика солярного культа
Первые символические изображение солярного культа, связанного с плодородием почвы и урожайности, встречаются в позднем неолите и раннем бронзовом веке. Они несут в себе одновременно магические представления и эстетические переживания: это концентрические окружности на ...
Основные черты христианской религии
1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица ...