Исторические условия зарождения ислама
Страница 1

Материалы » Зарождение ислама » Исторические условия зарождения ислама

Ислам, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий, насчитывающих миллионы последователей в разных странах мира. Возникновение единобожий религии – ислама в арабском обществе было обусловлено рядом социально-экономических и политических причин. На Аравийском полуострове, населенном в основном кочующими скотоводческими племенами арабов-бедуинов, происходили в ту пору важные изменения. Над родоплеменными или патриархальными, общинными отношениями и связями при разложении старого уклада стали преобладать отношения, основанные на имущественном неравенстве. Особенно интенсивно этот процесс шел в городах. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов как Таиф, Медина и Мекка. В Мекке широко развернулась торговля и ремесло, и он превратился в крупный политический центр. Это был перегрузочный центр на караванном пути из Йемена в Сирию, поэтому здесь появились купцы, имеющие рабов, и бедняков.

Однако распад многих основ древнего общества обострил все виды общественных противоречий, вел к разложению устоявшихся социальных связей, усилил конфликты между разными слоями общества, между племенами, между кочевниками и оседлыми. Все это нашло отражение в обостренном чувстве неустроенности, в фатализме, которые пронизывают, доисламскую арабскую поэзию. Это же стимулировало духовные искания аравийцев, разочаровавшихся во многих старых богах.

В это время усиливается связь между племенами, возникают союзы племен. Идея объединения племен находила все большее число сторонников среди племенной знати и купечества.

Различные части огромной по территории Аравии были объектами притязаний великих империй того времени – Византии и Ирана. Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападение соседних государств и племен, приводит к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества противоречий. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществила религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Верхам общества, мекканским богачам, лишившимся значительных барышей от торговли, нужна была крепкая централизованная власть. Она дала бы возможность объединить разрозненные части страны, ее города и оазисы, обеспечить национальную независимость, восстановить прежние караванные пути, вести завоевательные войны. Но этому мешали старые племенные верования.

В начале 7 века в Аравии люди поклонялись своим племенным территориальным богам, которых действительно было великое множество. Арабы признавали реальность и своих, и чужих богов. Жили на Аравийском полуострове и сторонники единобожия – иудеи и христиане. Однако преобладало язычество, одним из важнейших его центров была Мекка. В центральной части города стояло знаменитое святилище Кааба – прямоугольное здание, в один из углов которого вделан «черный камень» - оплавившийся метеорит, считавшимся «волшебным» посланием людям с небес. Вокруг Каабы были расставлены идолы большинства аравийских божеств. Это привлекло в Мекку паломников из разных районов Аравии, что весьма способствовало процветанию торговли.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Скотоложство
Скотоложство или зоофилия – разновидность полового извращения, при которой половое влечение направлено на животных. В России до начала XX века года скотоложство считалось уголовным преступлением, однако Уголовное уложение 1903 г. декриминализировало скотоложство, отв ...

Священные тексты
Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в ...