Погребальный культ и семейно-родовой культ предков
Страница 2

Материалы » Религия древних славян » Погребальный культ и семейно-родовой культ предков

Наконец, последний пережиток древнего семейно-родового культа предков — это вера в домового, сохранившаяся доныне, особенно у восточных славян, где патриархально-семейный уклад держался дольше. Домовой (домовик, доможил, хозяин, суседко и пр.) — это невидимый покровитель семьи; по народным поверьям, он есть в каждом доме, живет обычно под печкой, за печкой, под порогом; человекообразен; следит за хозяйством, покровительствует трудолюбивым хозяевам, но наказывает ленивых и нерадивых; требует уважения к себе и маленьких жертвоприношений — немного хлеба, соли, каши и пр.; любит лошадей и ухаживает за ними, но только если масть их ему по нраву, иначе он может загубить лошадь. Домовой может предстать в виде старика, умершего хозяина или даже живого. В его образе как бы олицетворилось благополучие и неблагополучие семьи и хозяйства. Сохранение этого образа от древней эпохи объясняется устойчивостью патриархального быта в русских и белорусских крестьянских семьях; у украинцев этот быт сохранился слабее, потому и вера в домового поблекла. У западных славян есть аналогичные образы, например, скржитек у чехов.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Святые
Святыми Неплюев Н.Н. называет всех истинных православных христиан, соответствующих вышеперечисленным характеристикам. Неплюев Н.Н. отмечает, что во времена апостольские, в христианских общинах сосуществовали друг другу лжехристиане и истинные христиане – они же святы ...

Религия в современном мире
Нетрадиционные или «новые религии» начали возникать на Западе в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения В ...