Социологические концепции религии (О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, М. Вебер, Р. Белл)
Страница 1

Материалы » Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии » Социологические концепции религии (О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, М. Вебер, Р. Белл)

По существу, все западные школы религиеведения, начиная с 60-х годов Х1Х века, являются социологическими. Это относится к Э. Дюркгейму, Э. Фромму, «школы практического опыта» М. Вебера, «формационному подходу» К. Маркса. Заслуги социологического подхода несомненны. Благодаря его применению были определены функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и исторических эпохах. Стал понятен также социальный смысл многочисленных культов и ритуалов. Значительный прогресс достигнут как в понимании социальной и социально-экономической детерминации развития религиозных процессов на разных этапах ее истории.

В направлении, начатом И. Кантом, в Х1Х веке шло развитие социальной мысли, представленной такими именами как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Э. Фромм, однако первые шаги на этом пути были сделаны французским ученым О. Контом.

Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» О.Конт изложил свои мысли в шеститомном труде «Курс философии позитивизма». Согласно его учению, человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивистскую. Конт еще не создает социологию религии, но он подготавливает почву для ее появления, главным образом благодаря тому, что способствует утверждению необходимости социального подхода к религии, в ее прошлой истории и современном состоянии. О.Конт видит в ней необходимый компонент общества, дающий людям чувство идентичности в индивидуальном существовании и обеспечивающий их единство в социальной жизни. Он раскрывает важную роль религии в обществе, разделяя ее на два вида: общественную и частную. Суть религии - служение благу человечества, его единства. Религия сосредоточивает все стремления человеческой природы - мысль, деятельность и мораль, руководит политикой, искусством, философией. Анализируя вслед за О. Контом социальную роль религии, социолог Г. Спенсер, подчеркивая ее социальные функции, усматривает в ней принцип социальной непрерывности, которая гарантирует соответствующую идентичность общества. Идеи О. Конта были продолжены и развиты в первую очередь Э. Дюркгеймом. В своих работах «О разделении общественного труда» (1893) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) он определяет религию как универсальную сакральную форму общественного сознания, благодаря которой существуют в мире священные ценности, не переводимые на уровень секулярных понятий. Э. Дюркгейм создает концепцию социологии религии, исходя из ее понимания как социального факта и структурного элемента любого общества. Первостепенное значение в его концепции имеет разделение всех вещей на «священные» и «светские». В соответствии с этим религия определяется им как связная система верований и обычаев, относящихся к священным вещам, т.е. вещам, отдельным, запретным, определяющим систему верований и обычаев, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования. Таким образом, общество требует религии. Э.Дюркгейм подчеркивает, что религиозное сознание служит основой, которая обеспечивает целостность любого общества. Развитие и укрепление религиозных верований обеспечивает стабильность социальной системы. Влияние Э. Дюркгейма весьма ощущается в современной зарубежной социологии, где неизменное фигурируют ссылки на его работы и концепции.

Продолжение и развитие идей Э. Дюкрейма можно обнаружить в оригинальной системе немецкого учёного Э. Фромма, - представителя нескольких научных направлений – социальной антропологии, социальной психологии, и психоанализа. В его понимании религия - «система ценностных ориентаций», дающих возможность человеку вести осмысленное существование с целью созидания. Самосознание, разум воображение человека вывели его из животного существования. Человек - часть природы, по мнению Э. Фромма, - он подчинён законам и не способен изменить их; и всё же ему свойственно выходить за ее пределы.

Разум благословление человека и его несчастье; он принуждает его все время решать неразрешимую задачу. Человек -

единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой.

Эта дисгармония человеческого существования порождает настоятельную нужду в восстановлении единства и равновесия между ним и остальной природой. Преданность цели, идее или силе, превосходящей человека такой, как Бог - является выражением этой потребности.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Возрастная динамика ценностной ориентации
Одновременно цели, чья важность до этого стабильно повышалась, резко усиливают свою привлекательность. Второй возраст (в районе 65 лет), характеризующийся резким скачком снижения или повышения важности целей, связан, видимо, с резкой утратой активности и общим одряхл ...

Зороастризм от средневековья до наших дней
К 642 г. Сасанидский Иран был включен в состав Арабского халифата. При халифах из династии Омейядов [661-750] население прикаспийских областей было почти полностью зороастрийским, зороастрийцы не носили еще отличной от мусульман одежды. При Аббасидах (династии, правив ...