Четвертая ступень: любовь + разум
На данной четвертой ступени святой гармонии духа и любовь, и разум занимают теперь подобающее им место, сообразно вечной истине правды Божьей. Не хватает только ощущений, под покровом благоразумной любви: «Любовь властно намечает цели стремлений, животворящий дух – деятельности, а разум указывает разумные пути для достижения целей, намеченных любовью, тут не только возможно, но даже неизбежно проявление деятельной любви в форме систематичной, стройной организации добра в жизни, за исключением роковой ошибки непризнания прав ощущений, со всеми логично вытекающими из нее последствиями; на ощущения смотрят, как на неизбежное зло, нечто вроде кары небесной, забывая, что даже в виде временной кары Господь не мог творить зло, причем, стройно организуя жизнь любви и разума, совсем не признают права на существование за ощущениями и стремятся не организовать жизнь ощущений, а свести эту жизнь к минимуму»[432].
Этот тип людей Неплюев Н.Н. представляет, как несовершенных аскетов, так как в них еще присутствует страх перед ощущениями. Таким образом, любовь на этой ступени тоже несовершенна, так как совершенная любовь не имеет страха. Признание ощущений – это последний знаменательный шаг перед величайшей мудростью Откровения: «Я не решаюсь назвать аскетов этой категории мудрецами только потому, что мудрость несовместима с близоруким страхом перед ощущениями, признаваемыми греховными, несмотря на веру во единого Бога Творца. На этот раз это увлечение ума, которому поддается любовь несовершенная, потому что совершенная любовь изгоняет страх»[433].
Другое по теме:
Почему младенцев следует крестить как можно раньше.
Крещение младенцев полезно для их возрастания. Развитие человеческой души начинается с первых дней жизни. В первый год оно совершается быстрее, чем в последующие. До трех лет дети успевают изучить родной язык и ознакомиться со свойствами окружающего мира. Заботливые р ...
Природа оправдывающей веры.
Фундаментом всех богословских идей Реформации стало глубокое рассмотрение Лютером природы оправдывающей веры вообще, а в частности просто понятия веры. При этом он выделял три аспекта понятия «вера», каждый из которых впоследствии переняли и развили более поздние рефо ...