Классификация религий
Страница 2

Материалы » История развития религии » Классификация религий

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.

2.Морфологический.

При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/ догматические

религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм

(единобожие), политеизм

(многобожие), генотеизм

(“однобожие”, т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические

религии(например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм

или “надбожие” (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен к существованию бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать “богом”, в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.

3.По характеру происхождения, распространения и влияния

выделяют национальные

и мировые

религии, естественныерелигии и религии откровения

, народные

и личностныерелигии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

4.По характеру отношения

к миру, человеку религии делят на миротерпимые

, мироотрицающие

и мироутверждающие

. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).

5.Статистический.

Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

6.Генеалогический.

При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические

религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии

; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские

религии т.п. Несомненно, и эта классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.

Известны и другие классификации, например, выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

1.Родоплеменные языческие религии

сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии формировались под влиянием условий жизни рода и племени, срастались с развивавшимися типами этносов и одухотворяли (сакрализовывали) их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Мировые религии
Следующий переворот в сфере формирования религиозного сознания произошёл на рубеже новой эры. Карл Ясперс назвал его «осевым временем». Главное содержание этого переворота – формирование мировых религий (буддизма, христианства, а чуть позднее – в VII в. н. э. – мусуль ...

Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования
В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая — в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием. Полученные в исследовании данные свидетельс ...