Брахманизм
Страница 1

К началу 1 тыс. до н.э. арии жили уже полностью осёдлой жизнью, У них появились многочисленные княжества, которые нередко воевали между собой. Культ в ведической религии усложнился, в обществе значительно вырос авторитет жрецов - брахманов. В религиозной жизни произошли большие изменения: окончательно сложилась так называемая кастовая религиозно-общественная система, изменился по составу и характеру пантеон богов. Этот период в религиозной жизни индусов называется брахманизм, однако, считать его новой религией было бы неверно, так как установки ведической религии, её боги и традиции сохранились.

Важнейший элемент системы брахманизма, имеющий ключевое значение для всех направлений индийской религии и философии - теория перерождений, или сансара (блуждание, переход, круговорот).

Брахманизм

- 2-я стадия (I тыс. до н.э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну, Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивающие лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Существует шесть религиозно-философских школ, последователей брахманизма, они считаются классическими.

Веданта

(букв. завершение, конец вед) - учение с мистическим оттенком, в котором рассматривалось соотношение брахмана и атмана (т.е. личного и безличного начала, человека и Абсолюта). Наш материальный мир, с точки зрения последователей этого учения - лишь иллюзия, а истинная реальность - это только непознаваемый и всемогущий Господь - Брахман. Мудрецы веданты горячо спорили о том, как человек может выйти из бесконечного круговорота сансары.

Muмaнca

(букв. раннее исследование) - близкое к веданте учение, но призывающее в первую очередь к строгому соблюдению древних ритуалов. Ритуал для последователей миманса гораздо важнее самих богов. Цель человека не искать выхода из круга сансары, а правильно прожить жизнь на этом свете и после смерти возродиться богом. Философы мимансы внесли большой вклад в теорию познания и разработку приёмов логического мышления.

Санкхья

(перечисление, размышление) - учение о двух началах мира, материальном и духовном. Материя порождает всемирную душу, которая состоит из индивидуальных душ людей. Материальный мир имеет три гуны (составные части) - сущность (равновесие, гармонию), страсть (возбуждение, активность) и тьму (тупость, инертность, невежественность). Жизнь человека - страдание, так как душа его находится во власти «гуны страсти». Человеческая душа должна очиститься от пут страстей и невежества.

Йога

(соединение, запряжение) - учение о том, как можно достичь совершенства и слияния души с богом при помощи отрешения от мира, от всего преходящего и сиюминутного. В основе йоги лежат идеи аскетизма. Со временем стали возникать специфические приёмы йоги, позволяющие сосредоточиться и уйти от внешних влияний с помощью самогипноза, неподвижного нахождения в определённых позах, задержки дыхания, постоянного держания в уме абстрактных молитвенных формул. Йога предлагала 8 принципов, соблюдая которые, можно было достигнуть совершенства. Сейчас йога понимается как некий набор упражнений для оздоровления тела, хотя это всего лишь средство, а не цель данной философской системы. В современном мире существует большой интерес к древнему учению йоги, однако, как правило, оно остаётся закрытым и не до конца понятым. Чтобы полностью «включиться» в это учение, надо в полном объёме осознать и пропустить через себя таинственный и невероятно сложный мир древней индийской культуры и философии. Использование лишь внешних приёмов йоги может быть даже опасным для здоровья и психики человека.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Выводы о ценностной ориентации москвичей
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование ннтенциональной стороны ментальности жителей московского мегаполиса показывает, что характер их жизненных целей, мотивов не укладывается: ни в «дореволюционный» образ российского человека, живущего либо сиюминутным ...

Религия Чжоуской эпохи
Гораздо больше известно о религии следующего периода — Чжоуского (1122 - 100 гг. до н. э.). Племя чжоу, свергнув господство племени инь, создало более обширное и мощное государство на основе более развитых общественных отношений. К этому времени уже выделилась крупная ...