Брахманизм
Страница 2

Вайшешuка

(философия различий) - учение о сущности бытия, содержащее теорию атомистического строения всего сущего из мельчайших неделимых частиц. По мнению многих исследователей, оно было близко к материализму. Философы вайшешики шли в познании мира от повседневного опыта человека. Паранормальные явления их не интересовали. В этом последователи вайшешики резко расходились с учителями йоги.

Ньяя (

способ, подход, метод) - реалистическое (идущее от изучения действительности, от материального мира) учение, близкое к вайшешике. В отличие от первой, эта школа сосредоточилась на выработке правильных методов мышления, на классификации и логике.

Все эти древние школы имеют в большей степени чисто философский, нежели религиозный характер. Их создатели пытались объяснить общие закономерности существования реального окружающего мира с помощью разума и чувства, обозначить место человека в мире, определить смысл его жизни. Древнейшие философские школы подняли вечные вопросы человечества и заложили основу для будущих исканий философов всего мира. От этих школ пошли, и важнейшие направления будущей индийской религиозной мысли: с йогой был тесно связан джайнизм, с санкхьей - буддизм. Среди богов самым заметным становится Брахма - бог, творец вселенной. Собственно бога с таким именем в Ведах нет, а словом брахман означает некое начало, от которого всё в мире возникает, существует, а затем прекращает своё существование. Это скорее не бог, а некоторое философское понятие, которое со временем превращается в имя собственное.

В брахманизме сложилась стройная космогоническая теория. Согласно ей, сначала сам Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в первобытном океане. Силой своей мысли он разделяет яйцо на две части - создавая, таким образом, небо и землю. Далее он творит пять стихий: воду, огонь, воздух, землю и лёгкий не видимый эфир. Вслед за этим появляются боги, жертвоприношения, звёзды, время, горы, равнины и т.д. Брахма создаёт людей с их чувствами. Возникают противоположности: свет - тень, жара - холод и другие. Появляются женское и мужское начала, растения, животные, птицы .

Бог Брахма изображается в виде сидящего мужчины красного цвета с четырьмя туловищами и четырьмя лицами. В восьми руках Брахма держит четыре Веды, жезл, сосуд со святой водой из Ганга, цветок лотоса и жемчужное ожерелье. Передвигается он на лебеде или в колеснице, запряжённой семью гусями.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Образ Заратуштры в историческом контексте
В этой главе мы попытаемся выяснить, можно ли считать Заратустру реальной личностью, и рассмотрим основные этапы его биографии на основе исторических фактов. ...

Перерастание племенных культов в государственные
Когда славянские племена по мере классового расслоения стали переходить государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в национальные и государственные. Быть может, культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с эти ...