Разделение буддизма

Материалы » История развития религии » Разделение буддизма

После смерти Будды последователи Учителя собрались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. На этих сборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие доказательства, принимаемые на веру положения). Первый такой собор произошел, согласно традиционному рассказу, собрался вскоре после смерти пророка. Среди пятисот монахов были непосредственные ученики Будды, в том числе его любимый ученик Ананда, которого едва не отстранили от собора, так как считали повинным в том, что он не успел спросить у умирающего точного разъяснения главных пунктов учения. Историки считают этот первый собор скорее мифом, чем реальностью. Второй собор произошел через 100 лет после первого в вайшали. На нём возникли острые споры, и фактически произошел раскол сангхи (буддистской общины) на два направления. Первое из них - тхеравада (или южный буддизм) состояло из позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды, второе трактовало буддизм более свободно. Последователи тхеравады - это ортодоксы, то есть сторонники неизменного и неуклонного следования учению.

Для того, чтобы сохранить единство, они периодически собираются на так называемые сангити (букв. совместное песнопение), последнее из них - шестое - произошло в Бирме в 1954-1956гг., когда (согласно признанной буддистами дате смерти Будды) отмечалось 2500-летие перехода Будды в нирвану. Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя исключительно правильно трактующими вероучение и относятся к «южной школе» весьма презрительно. Если ранний буддизм больше похож на философию, то махаяна - именно религия. От южного буддизма её отличает следующее:

·Будда Гаутама для махаянистов в большей степени бог, чем учитель

мудрости и философ.

·Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их оружие.

·В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый человек.

·В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.

·В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно.

·Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.

Итак, в буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложились два главных направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады, и получивший более позднее название хаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна.

С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.


Другое по теме:

Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы
Безусловно, основой для возникновения самых первых мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах* запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных си ...

Объединение страны и общеегипетские боги
Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был ...