Солярный культ в сказках народов мира

Материалы » Золото и архетип солярного культа » Солярный культ в сказках народов мира

Мифология была тем бессознательным творчеством народа и первоначальным ядром, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, поэтому самые древние представления об устройстве мира так или иначе отразились в устных народных преданиях фантастического характера. И даже там можно найти следы солярного культа, близко стоящие к понятиям золота и богатства. В сказке об ослиной шкуре Шарля Перро отец объявляет дочери о своём намерении жениться на ней, та по совету волшебницы требует в строгой очередности платье цвета небесного свода, цвета месяца, цвета солнца и шкуру осла, производившего золотые червонцы – солнце и золото, как мы видим, стоят в одном смысловом ряду. В этой же сказке принцу в пироге попадается кольцо, случайно соскользнувшее с руки принцессы – следы древнего обряда, когда хлеб с монетой или кольцом как символом солнца делился между членами семьи; считалось, что кусок, в котором попадалась эта монета, приносил удачу и благополучие. В русской сказке змеиный царь предлагает выбрать вознаграждение: золото или волшебное кольцо, которое на протяжении сказки теряется и появляется вновь – явная аллегория умирающего и воскресающего солнца. В английской сказке «Белый олень» заколдованная девушка должна до пятнадцати лет избегать солнечного света, и она живет в золотой комнате, а к жениху едет в золотой карете. Во французской сказке «Принцесса кошка» король дает своим сыновьям задание принести самую маленькую собачку, самое маленькое платье и самую красивую девушку, и младший проходит испытание и приносит собаку в зернышке, платье в грецком орехе, а девушку, «прекрасную, как солнце» в рубиновом яйце – налицо связь с культом плодородия и солнца (вспомним, что алхимики рубиновый карбункул считали драгоценным камнем солнца, точно также, как золото – его металлом). В русской сказке «Финист Ясный Сокол» три сестры бабы яги снабжают героиню тремя магическими вещами: серебряной тарелкой и золотым яблоком; серебряным пяльцами и золотой иглой; серебряным донцем и золотым веретенцем, и примечательно, что в каждом из них есть момент окружности и движения, что позволяет отождествлять их с солнцем. И вообще в сказках золото достаточно популярный материал волшебных, магических вещей, что уже само по себе говорит об его мифологической природе. Связи с солярным культом в них слабые и уже не различаются невооруженным глазом. Это говорит о сформированности архетипа, лежащего в глубине подсознания и только символически отображающегося в устном народном творчестве.


Другое по теме:

Анализ Нового Завета
Священных книг Нового Завета двадцать семь, и все они канонические. По содержанию он так же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. I. Книги законоположительные, то-есть, преимущественно составляющие ...

Анализ другой библейской и ближневосточной ономастики
В этой главе предлагаются к рассмотрению следующие лексические параллели: · Адам - возможно, происходит от и.-е. *n-dom «бездомный», «изгнанник» (через посредство др.-гр. диалектов, где слогообразующий сонорый n перешел в гласную a - см. а-том «не-делимый»). К вариан ...