Солярный культ в сказках народов мира

Материалы » Золото и архетип солярного культа » Солярный культ в сказках народов мира

Мифология была тем бессознательным творчеством народа и первоначальным ядром, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, поэтому самые древние представления об устройстве мира так или иначе отразились в устных народных преданиях фантастического характера. И даже там можно найти следы солярного культа, близко стоящие к понятиям золота и богатства. В сказке об ослиной шкуре Шарля Перро отец объявляет дочери о своём намерении жениться на ней, та по совету волшебницы требует в строгой очередности платье цвета небесного свода, цвета месяца, цвета солнца и шкуру осла, производившего золотые червонцы – солнце и золото, как мы видим, стоят в одном смысловом ряду. В этой же сказке принцу в пироге попадается кольцо, случайно соскользнувшее с руки принцессы – следы древнего обряда, когда хлеб с монетой или кольцом как символом солнца делился между членами семьи; считалось, что кусок, в котором попадалась эта монета, приносил удачу и благополучие. В русской сказке змеиный царь предлагает выбрать вознаграждение: золото или волшебное кольцо, которое на протяжении сказки теряется и появляется вновь – явная аллегория умирающего и воскресающего солнца. В английской сказке «Белый олень» заколдованная девушка должна до пятнадцати лет избегать солнечного света, и она живет в золотой комнате, а к жениху едет в золотой карете. Во французской сказке «Принцесса кошка» король дает своим сыновьям задание принести самую маленькую собачку, самое маленькое платье и самую красивую девушку, и младший проходит испытание и приносит собаку в зернышке, платье в грецком орехе, а девушку, «прекрасную, как солнце» в рубиновом яйце – налицо связь с культом плодородия и солнца (вспомним, что алхимики рубиновый карбункул считали драгоценным камнем солнца, точно также, как золото – его металлом). В русской сказке «Финист Ясный Сокол» три сестры бабы яги снабжают героиню тремя магическими вещами: серебряной тарелкой и золотым яблоком; серебряным пяльцами и золотой иглой; серебряным донцем и золотым веретенцем, и примечательно, что в каждом из них есть момент окружности и движения, что позволяет отождествлять их с солнцем. И вообще в сказках золото достаточно популярный материал волшебных, магических вещей, что уже само по себе говорит об его мифологической природе. Связи с солярным культом в них слабые и уже не различаются невооруженным глазом. Это говорит о сформированности архетипа, лежащего в глубине подсознания и только символически отображающегося в устном народном творчестве.


Другое по теме:

Духовные аспекты заразности в патологии человека - анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви
Эпидемиология как наука зародилась на заре истории человечества в ответ на острейшую общественную потребность борьбы с заразными болезнями человечества, носившими характер эпидемий и пандемий. Благодаря специфике оригинального метода исследования телесной заболеваемо ...

Понятие «молодежь»
Какую же группу людей можно отнести к молодежи? Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Например Пифа-гор предлагал относить к молодежи людей в возрасте от 20 до 40 лет, рус-ский демограф А. Рославский – от 15 до 30 лет, а американск ...