Золото и власть

В предыдущем пункте мы затронули связь золота и власти, и действительно, это одна из мощнейших сторон притягательности золота. Это тоже своеобразный архетип, о проявлениях которого может говорить любой, но природа возникновения которого до конца не понятна. Мы попробуем разъяснить его смысл. Еще на заре человеческой цивилизации, когда человек был слабым, беззащитным и фактически не приспособленным к таким суровым условиям жизни, он смог найти форму проживания, которая значительно компенсировала все его недостатки – коллективизм, умение организовываться в устойчивые и сплоченные сообщества, уникальные в своем роде и отличные от животных. Если хищник нападал на стадо антилоп, они разбегались и жертвовали самой слабой особью, если хищник нападал на первобытное стадо беззащитных с виду людей, то получал коллективный отпор. Но такая форма организации требовала беспрекословного подчинения вождю или старейшине, жертвы своими интересами ради общего блага. Внешне вождь или старейшина были схожи со своими соплеменниками, мало чем отличались от них, поэтому, они стремятся подчеркнуть свой социальный статус через определенные регалии власти, возвысить и даже защитить его через сакрализацию (напр., наличие в атрибутах власти шкуры или перьев тотемного животного или птицы). Через украшения в понятие регалий власти проникают драгоценные камни и благородные металлы, которые как дорогие элементы одежды и предметов бытового обихода становятся неизменным спутником родоплеменной верхушки, особенно когда социальное неравенство резко дистанцирует соплеменников по признаку наличия или отсутствия богатства, расставляет их в различные углы классового ринга. Примечательно, что богатство не хранится в скрытых от недобрых глаз местах, не находится в обороте, оно специально выставляется напоказ, оно презентует социальный статус владельца – богатая фибула, ножны, пряжка пояса. Так, арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан сообщает, что славянские женщины носят ожерелье из монет, которые являются своеобразной демонстрацией состоятельности их супругов «…если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один ряд мониста, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два ряда ряда мониста, и, таким образом, каждые десять тысяч, которые он прибавляет к дирхемам, прибавляют ряд мониста его жене, так что на шее иной бывает много рядов монист». В Древнем Китае, Египте, Индии знатные люди тратили огромные деньги на возведение гробниц, роскошь которых показывала общественное положение их владельцев, демократические Афины и республиканский Рим наоборот включали в свои законодательства пункт о запрещении пышных похорон, чтобы продекламировать социальное равенство всех свободных граждан.

Вспомним, что в символике цвета золотой обозначает господство и власть: в Китае, например, золотая одежда считалась признаком императорского достоинства, самовольное её ношение каралось смертью. В средневековой Европе существовала определенная процедура инвеституры – символический акт введения вассала во владение феодом, передачи должности или сана, во время которого ему вручался символ власти – золотое кольцо. Примечательно, что историк Жак Ле Гофф в такой символической форме повествует о борьбе папы римского и императора за обладание светской властью: «Римский император отождествлял себя с Солнцем, и некоторые средневековые императоры пытались возродить это сравнение. Со времен папы Григория 7-го и особенно при Иннокентии 3-м папство решительно пресекало эти попытки. Из книги Бытия оно заимствовало образ двух светил: « . И создал Бог два светила великих: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью .» Для церкви большим светилом — Солнцем — был папа, светилом меньшим — Луной — император или король. Луна не имеет собственного света, лишь отражает солнечный свет — император был главой ночного мира, тогда как миром дневным управлял папа, являющийся его символом. Если вспомнить, что означали день и ночь для средневекового человека, понятно, что вся светская иерархия оказывалась для церкви миром подозрительных сил, теневой частью социального тела». Вспомним, что своеобразным условием общественного признания власти во время междуусобиц была чеканка монет со своими инициалами и регалиями. Таким образом, понятия золото и власть обращались на близких смысловых орбитах.


Другое по теме:

Три поворота Колеса Дхармы
Содержание трёх поворотов Колеса Дхармы вкратце следующее: 1. В первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освоб ...

Место и роль религии в духовном опыте человека и человечества.
В начале третьего тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет, люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной по ...