Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы

Материалы » Древнейшие культы - возникновение, характеристика и отражение в последующих религиозных представлениях человека » Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы

Безусловно, основой для возникновения самых первых мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах* запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её таинственными силами и непрестанные поиски средств воздействия на них.

Таким образом, эти формы религии были порождены осознанием первобытным человеком своей беспомощности перед природой, связанностью его деятельности и мышления узкими рамками первобытно-общинного строя. В них отразились различные стороны этих отношений: кровно-родственные связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов, бессилие перед болезнями, смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целости и благополучию, межплеменная рознь. Очевидно, что наличие у человека биологических инстинктов и осознание им грозного превосходства природы никак не зависело от места его обитания, что само по себе подтверждает то, что первые мифологические представления у разных племён были почти одинакоыми. Чем могли они различаться? Содержанием религиозных верований иногда считают объект поклонения. Сообразно этому нередко классифицируются и сами религиозные верования: культ неба, культ солнца, культ бога-грозы, культ животных (коня, быка, жука-скарабея, змеи, орла), культ растений (дуба, берёзы, лотоса), культ леса, культ гор и так далее Выбор объекта поклонения как раз и зависит от географических условий: в равнинной местности не может возникнуть культ гор, племя не может считать медведя священным животным, если никогда его не видело .

Необходимо отметить, что различные культы не появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но они связаны между собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумно рассматривать каждых культ и его связь с предшествующими отдельно.

* Культ

(лат. cultus

— почитание, поклонение, от colo

— возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле — исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае понятие культа перестаёт включать магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов (экзоркизм). [1]


Другое по теме:

Место культа в зороастризме
Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, е ...

Секты и антиценности
Что же из себя представляет секта? По оценкам специалистов в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Секта означает нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя существ ...