Православие и католичество
Страница 1

Материалы » Основные христианские конфессии » Православие и католичество

Православие отделяет от католичества прежде всего эмоциональное содержание. В остальном эти два проявления христианства имеют столько общего, что их расхождения выглядят незначительными.

Когда Западная и Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.

За длительное время накопилось достаточно много разногласий. Часть их кажется малосущественной. К примеру, ношение бороды является традиционным для священников восточной церкви, но не западной. Другое расхождение связано с календарем: православные придерживаются юлианского календаря, а на Западе, с 1582 года используется григорианский календарь, астрономически более точный. Разница между этими календарями в настоящее время составляет тринадцать дней, так что православное Рождество отмечается седьмого января. В то же время как католики празднуют его двадцать пятого декабря.

Некоторые заметные различия так же существуют в процедуре таинств:

1. Православное крещение производится тройным погружением, а не просто нанесением на лоб нескольких капель воды, что символизирует крещение у католиков.

2. Конфирмация у православных следует немедленно за крещением, в то время как католики проводят ее в конце религиозного образования детей.

3. Причастие мирян производится двумя составляющими - хлебом и вином. Хлеб из дрожжевого теста, как и обычный хлеб, в отличии от используемых католиками просфор, которые приготавливаются без дрожжей. Маленькие дети могут причащаться с момента крещения - нет необходимости ждать до семи или десяти лет, как у католиков.

4. Православная месса поется, но никогда не сопровождается музыкальными инструментами.

5. На определенных условиях в православии возможно расторжение браков, то есть развод. Католическая церковь допускает лишь аннулирование браков, признанных недействительными.

Однако к разрыву привели не эти расхождения ритуалов, носящие по сути второстепенных характер, а два принципиальных вопроса - о "филиокве" и власти папы.

В центре верований христианства, сформулированных на Никейском Соборе в триста двадцать пятом году, стоит единый Бог в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Все они в равной степени несут суть Бога. Что исключает существование какой-либо иерархии между ними. В главе XV Евангелия от Иоанна упоминается, что Святой Дух исходит от Отца. Карл Великий, занимаясь вещами, выходящими за пределы его компетенции, заставил принять новый латинский перевод, в котором Святой Дух исходит от Отца и Сына, что на латыни называлось "филиокве". Для православных здесь речь шла о существенном нарушении "равновесия" Троицы. Это изменение формы, по сути произвольное, было достаточно существенным, чтобы Восток стал считать западных христиан еретиками. Ситуация стала необратимой, когда Рим утвердил это новое толкование в середине XI века.

Второе принципиальное расхождение связано с властью папы. Его авторитет основан на том, что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого "старшего" и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции. С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольными привилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управление всей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политического соперничества византийской Империи и ее западных аналогов, однако оно также является следствием двух разных концепций церкви.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме: