Луиджи Джуссани и его "Религиозное чувство"
Страница 1

Основатель "Comunione e Liberazione" (церковное движение "Общность и освобождение") Монсеньор Луиджи Джуссани обратился с призывом к участникам движения ежедневно читать молитвy Святого Розария в интенции прекращения кровопролития. "Вся планета в это время с тревогой смотрит на землю Авраама, осознавая, что происходящее там касается судьбы каждого из нас, – сказано в письме монсеньора Джуссани. – Казалось, что мир был уже достигнут, но теракты заставили усомниться в этом. <…> Палестинский народ переживает две трагедии: трагедию войны и трагедию лидеров, которые настолько презирают жизнь, что поощряют самоубийство молодых людей ради уничтожения других. У израильского народа есть свои основания, которые исходят из нравственной и физической необходимости выживания, но которые, однако, должны вести к поиску взаимного уважения. В эпицентре оказались христиане. <…> Следуя за Папой Иоанном Павлом II, давайте в семьях и общинах молиться Богородице, ежедневно читая Святой Розарий, дабы Бог спас Святую Землю, а значит – и весь мир".

Есть лишь три основных ответа на вопрос о смысле бытия.

Первый — сводится к скепсис , к отказу от возможности разгадать загадку жизни, постичь Истину.

Второй — утверждает, что бытие это слепой, абсурдный, по сути дела, бессмысленный процесс.

Третий ответ дает религия. Она утверждает реальность непреходящего смысла жизни, связывая человека и мир с высшим Началом.

Цель Л. Джуссани — раскрыть сущность третьего ответа, ответа религии. Однако сначала он тщательно и всесторонне анализирует две первых установки: скептическую и материалистическую.

Людям, склонным лишь скользить по поверхности текста, привыкшим к "легкой" литературе или к звучному набору священных слов, я не советовал бы браться за эту книгу. Автор ее — строгий и требовательный собеседник. Чтобы его понять нужно терпеливо, без поспешности, внимательно следить за ходом его мысли. Ни одно звено в ее цепи не должно быть упущено.

Медленно и бережно ведет он нас по ступеням к преддверию Храма и лишь в конце переступает его порог. Ведет, вооружившись рациональным методом. Призывает не отрекаться от разума — великого дара Божия, — а употребить все его силы для приближения к последней Реальности.

Быть может, некоторых озадачит или даже отпугнет его аналитический подход, скрупулезный разбор всех оттенков вопроса. Однако в этом Л. Джуссани лишь следует завету Паскаля, призывавшего правильно мыслить. Будучи католиком, автор глубоко усвоил умственную дисциплину, столь характерную для традиции, идущей от Фомы Аквината. А нам, православным, не следует забывать, что богословский интеллектуализм Аквината коренится не только в Аристотеле, но и в учении преподобного Иоанна Дамаскина.

При всем том "Религиозное чувство" — не сухой отвлеченный трактат. Автор его делится с читателями своими воспоминаниями, своим жизненным опытом преподавателя и пастыря. Нередко он обращается к актуальным событиям, к поэзии, искусству, к переживаниям самых различных людей. Это делает его философский поиск живым и конкретным.

Дорога к Храму у Л. Джуссани — это путь одинокого странника. Когда же странник вступает под священные своды, его одиночество кончается. Автор показывает, что религиозная жизнь выходит за пределы индивидуального опыта и требует Общины, в недрах которой совершается встреча с Богом, встреча со Христом. Но еще раз напомню, что эта книга только пролог, преддверие Храма. О самой сущности веры, веры христианской. Джуссани говорит в своем другом труде: "У истоков христианства как вызова" (русский перевод: Милан, 1988).

Одна из самых привлекательных черт Л.Джуссани — искренность, интеллектуальная честность, своего рода прозрачность. Он уважает читателя-собеседника, доверительно впускает его в лабораторию своих идей. Делает соучастником напряженной и в то же время радостной и прекрасной работы мысли, — мысли, взыскующей Духа.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Религиозный экстремизм
ЭКСТРЕМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. extremus — крайний, чрезвычайный) — тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозно ...

Дайте характеристику вероучения и культа одной из нетрадиционных религий.
Движение Харе Кришна” (“Общество сознания Кришны”) является религиозным течением, возникшим в середине 1960-х годов в США, а затем распространившимся в ряде стран Западной Европы. Главным идеологом и организатором этого течения был Свами Прабхупада. С начала 70-х годо ...