Следы промысловых культов

Материалы » Религия древних греков » Следы промысловых культов

Сохранялись и пережитки древних промысловых культов. Один из ярких примеров - устраивавшееся ежегодно еще во II в. н.э. празднество в честь Артемиды Лафрии в Ахейских Патрах. В первый день праздника жрица совершала торжественный выезд на колеснице, запряженной оленями. Во второй день устраивалось грандиозное жертвоприношение: на жертвенник в кучу бросали живых диких зверей - оленей, серн, кабанов, медведей и волков, а также домашних животных и птиц, туда же клали древесные плоды и все это сжигали. Вся картина варварски жестокого обряда напоминает охотничье жертвоприношение-пиршество и плохо вяжется с традиционным представлением о "религии красоты" античной Греции.

С древнейшими промысловыми культами были связаны и обряды магии погоды. Первоначальный, чисто магический характер таких обрядов, правда, был уже затемнен образами богов, к которым стали адресовать эти обряды, но он все-таки виден довольно отчетливо. У Павсания можно найти очень интересные описания таких обрядов, исполнявшихся еще в его время. Например, в городне Мефанах (Коринфика) для отогнания знойного ливийского ветра исполнялся такой обряд: два человека брали белого петуха, разрезали его пополам и с этими половинами бежали в разные стороны вокруг виноградника, после чего зарывали обе части петуха в землю на том месте, откуда начали бежать. Неподалеку от Сикиона тоже исполнялся обряд "для смягчения дыхания" ветров: ночью читались "заклинания Медеи" над четырьмя ямами у жертвенника ветров. Еще шире практиковались обряды вызывания дождя. Около Ликосуры (Аркадия) в случае засухи жрец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что от поднимающегося пара образуются облака и пойдет дождь; при этом он, конечно, молился и приносил жертву Зевсу, но первоначальное, чисто магическое зерно обряда остается отчетливо видным.

К этому же древнейшему пласту греческой религии принадлежит вера в многочисленных мелких духов окружающей природы: водяных и лесных нимф - наяд, дриад, духов - хозяев гор и пр.


Другое по теме:

Понятие «молодежь»
Какую же группу людей можно отнести к молодежи? Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Например Пифа-гор предлагал относить к молодежи людей в возрасте от 20 до 40 лет, рус-ский демограф А. Рославский – от 15 до 30 лет, а американск ...

Происхождение ислама
Религия родилась в среде арабских племен Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев — кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» — синоним аравийцев (жителей Аравии). Характерно, ч ...