Из истории воскресных школ. В Великобритании.

Материалы » История возникновения православных воскресных школ » Из истории воскресных школ. В Великобритании.

Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали на­выками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. При­лежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Де­вочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процес­са и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ про­должало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, ко­гда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Ко­роль одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в ко­ролевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патро­нессой Воскресных школ. Вскоре, практика по­казала, что школы, где преподавате­ли - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффек­тивны. Со временем этот тип шко­лы становится основным. Уэсли пи­сал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кро­ме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (мето­дистом) и С. Фоксом (квакером) бы­ла организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появи­лись в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и раз­витию новых социально-экономиче­ских институтов, например сберегатель­ных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубли­кованном в «Журнале для джентль­менов», сообщал, что Воскресную школу посеща­ли 250 тыс. детей. По парламент­ской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 уча­щихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после по­явления первой школы, в Велико­британии насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Обще­ство поддержки и поощрения вос­кресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со­здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для рас­пространения опыта Воскресных школ не толь­ко в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вы­шел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских вос­кресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церк­ви Англии (Church of England Sun­day School Institute) для «распро­странения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглав­лявшийся комитетом из 25 клири­ков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб­лии и Книги общих молитв и соот­носилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в ан­гликанских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ­единявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.


Другое по теме:

Мораль.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему: 1.Воздерживайся от убийства. 2.Воздерживайся от воровства. 3.Воздерживайся от блуда. 4.Воздерживайся от лжи. 5.Воздерживайся от возбуждающих ...

Религии древних иранцев
Предками древних иранцев были протоиндоиранские (арийские), вероятно полукочевые скотоводческие племена, обитавшие, согласно одной из наиболее распространенных гипотез, в южнорусских степях к востоку от Волги. Некоторые исследователи считают местом первоначального оби ...