Шиваизм.
Страница 1

Материалы » Индуизм » Шиваизм.

Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству – Шиве.

Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество – Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.

Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё бо́льшую популярность.

В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма – дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом – покровителем городского населения.

Для своих приверженцев Шива – великий единый бог, который объемлет собой всю Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.

Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой – творцом мира и Вишну – его хранителем. Для шиваитов же он – не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств.

Всё бо́льшую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами – Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации.

Отличительный внешний признак шиваитов – горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла.

В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой яблони. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел, который считается священным.

Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа – «линги». Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент йогической тренировки.

Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц – «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка.

Самый значительный праздник шиваитского цикла – Шиваратри (ночь Шивы). Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно – в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь – февраль). Главный ритуал праздника – осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими плясками и оргиями.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Ведовство
Все наблюдатели единогласно утверждают, что аборигены Австралии смертельно боятся порчи со стороны врага. Они склонны чуть ли не каждую болезнь, несчастный случай, смерть сородича приписывать вражескому колдовству. Даже если смерть произошла от очевидной причины (напр ...

О победе мира к ученикам Христовым
Рассказав апостолам о деятельности Святого Духа в мире, в третьей утешительной речи Христос объяснил им значение Утешителя для них лично: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь можете вместить? Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». ...