Дзен-буддизм в США
Страница 6

Материалы » Дзен-буддизм в США » Дзен-буддизм в США

В дзэн-буддизме речь шла не о чувственном наслаждении, а битники поняли гедонизм исключительно в значении чувственных наслаждений. Дзэн-буддизм призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они — вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем. Мир — неразделимо взаимосвязанное поле или континуум, никакая часть которого не может фактически отделяться от остального или оцениваться выше или ниже остального. Кто не видит Будды и Истины во всем, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Из вышесказанного американские дзэн-буддисты уяснили лишь то, что «Будда во всем!». Именно это для них оказалось главным. А это давало весьма релятивистское решение проблем морали, так как из него в этике выводилась равнозначность всех проявлений и элементов жизни. Вело же это к тому, что можно было оправдать любую распущенность в духе все дозволено» и «всё едино» Недаром американский вариант дзэн-буддизма называется вульгарным.

В центре внимания — свободный от обязанностей и привязанностей человек, готовый отрешиться от мирских забот и посвятить себя умению и искусству жить, но жить только для себя и постоянно готовиться к постижению Истины, которая есть озарение Он пребывает в состоянии безразличия к окружающему: «Не привязывайся ни к какому предмету, будь выше всего, проходи мимо и оставайся свободным» В качестве высших добродетелей дзэн-буддизм признает спонтанность и непосредственность человеческой природы

Дзэнисты заняты поиском надличной «вечной человечности», а на деле их религия - самоуничтожение всех добродетелей, развитых стремящимися к совершенству и просветлению, поскольку для указанных «нравственных» личностей общество не существует Мир— это они сами, их тихая повседневность, и ничего более Поэтому позиция морали дзэн оказывается средством полного изолирования сознания от социальных конфликтов Согласно дзэнистам, у западного человека не должно быть непреодолимых желаний, чтобы оправдываться Для дзэна важнее всего освобождение мышления от стандартов, и это — нечто крайне отличное от восстания против условностей или принятия инородных условностей «Мысленное абстрагирование» от действительности, предлагаемое дзэном, является фактически бегством от этой действительности, от чувства ответственности за социальное бытие, за сохранение самого существования человечества.

Благодаря соединению в содержании дзэна битников множества влиянии из различных источников древнего религиозного мистицизма, а также его конфронтации с традиционным христианством и господствующими на Западе церквями, он значительно ближе другим нетрадиционным религиям нового ориентализма, чем традиционному японскому дзэн-буддизму.

Молодым американцам нравился дзэн, потому что впервые на Западе появилась концепция святого человека и мудреца, который был достижим, не являлся сверхчеловеком и, прежде всего, не представлял собой бесполого отшельника. Кроме того, в дзэне опыт сатори-пробуждения к «природному единству» с вселенной казался, хотя и иллюзорным, но достижимым. Встречались даже те, которым это удавалось, и это больше не были таинственные оккультисты в Гималаях или тощие йоги в монастырских храмах Они были такими же, как все, и в то же время они чувствовали себя в мире намного более «как дома», намного легче плавая в океане быстротечности и ненадежности.

Менталитет «бит» и «хип» — это неучастие более молодого поколения в «американском образе жизни», бунт, который не ставит цели изменения существующего порядка, но просто отворачивается от него, чтобы найти смысл жизни в субъективном опыте, а не в объективном достижении Он противоположен менталитету обмана, соответствующему социальной традиции, не осознающему соотносительности правильного и неправильного, взаимной необходимости капитализма и коммунизма для существования обоих, внутренней тождественности пуританизма и разврата и тд.

Дзэн привлекает своих сторонников обещанием «морального, духовного и интеллектуального освобождения», достигаемого путем созерцания, без логического анализа действительности Он привлекателен и тем, что обещает людям достижение полной внутренней независимости от общества без ухода в отшельничество, без принятия на себя каких бы то ни было строгих обетов, которые могли бы в какой-либо степени нарушить обычный уклад жизни принявших эту веру Согласно учению дзэн, человек может достичь внутренней независимости от общества, «полной безмятежности духа» без больших усилий, без преобразования общества, при сохранении его устоев

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Школы Неплюева Н.Н.
К сожалению, ни сочувствия, ни поощрения молодой преобразователь (Неплюеву тогда было 28 лет) тогда не встречает даже со стороны близких ему людей. Отец открыто не разделяет его взглядов. Но сын все же настаивает на своем, и Неплюев Николай Иванович (отец) наконец дае ...

Омовение ног
Прервав их спор, Иисус вразумил учеников, напомнив, что они не должны стремиться к возвышению себя, им надо заботится о взаимном служении друг другу. В подтверждение своего завета смирения и взаимного служения. Христос встал из - за стола и снял с себя верхнюю одежду ...