Понятие явления религия

Материалы » Философия религии » Понятие явления религия

Явление религия связана с каждым человеком, будь то верующий человек или атеист, который в свою очередь отрицанием существования божественных сил влияет на данное явление.

Приведем несколько определений понятия религия. В социологическом словаре читаем следующую трактовку понятия:

«Религия - социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное. »

В философском словаре дано следующее определение:

« Религиозная вера- разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное

в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы

и т. п.). Синоним

религии – христианская вера

, исламская вера и т. п. Религиозная вера – специфическое состояние

религиозного человека

, потому и называющего себя верующим. »

В большом энциклопедическом словаре читаем:

«Религия - (от лат. religio - набожность - святыня, предмет культа),мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). »

В своем труде «Социализм и религия» Ленин дает следующую характеристику религии:

«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.»

Для всех определений религии свойственны общие черты, из которых можно выделить следующие признаки, характерные данному явлению:

1. Религия является отражением внешнего мира, отражает реальный жизненный опыт человека, хранит систему моральных ценностей, нравственных идеалов;

2. Основной чертой религии является вера в сверхъестественные силы, управляющие миром, и поклонение им;

3. Религия имеет общие с философским идеализмом черты и гносеологические корни;

4. Религия является мировоззрением, несовместимым с научным миропониманием;

5. Религия – одна из форм общественного сознания;

6. Одна из исторических миссий религии – формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей.

7. Религия – социальный институт;

8. Религиозное мировоззрение имеет преимущественное внимание к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры;

9. Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики;

10. Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний (земной), воспринимаемый органами чувств, и потусторонний (небесный), сверхъестественный, сверхчувственный.

Предельно общим признаком из вышеперечисленных, на мой взгляд, является первое (религия- есть своеобразное отражение внешнего мира в сознании человека). На основании этого признака можно следующим образом сформулировать определение явления религия:

Религия – это способ объяснения необъяснимого.


Другое по теме:

О невидимо растущем семени (Мк. 4:26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное ...

А.С. Хомяков
Взгляды Алексея Степановича Хомякова (1804–1860) тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью Хомяков понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество вер ...