Русь после крещения
Страница 2

К традиции родоплеменного идолопоклонения восходит также понимание культа святых. Наибольшее число их появилось на Руси именно в обстановке расцвета богородичного культа: в XI веке – 35, XII – 55, XIII – 47, XIV – 65, XV – 106. Примечательно, что среди них было немало святых-подвижниц, тогда как в Московской Руси женщин канонизировали редко.

На святых древнерусский человек возлагал избавление от всех своих страхов и переживаний. Например, мученик Мина Египтянин давал исцеление от глазных болезней, священномученик Антипа – от зубных, преподобный Марой – от лихорадки. Об избавлении от бесплодия молились преподобному Роману чудотворцу и преподобному Игнатию. Облегчения трудных родов просили у великомученицы Екатерины, а просвещение разума и обучение грамоте – у святых Косьмы и Дамиана. Были свои спасители и от винного запойства, и от пожара или молнии, и от злого очарования.

Как видно, все нужды – обыкновенные, житейские. Раньше, в языческую пору, им посвящался отдельный бог, которому и поручалась забота об их удовлетворении. С приходом христианства древнерусский человек слил своих старых богов с пришлыми и новообретенными церковными святыми, тайно творя им привычные жертвы, а явно – поклоны и целования.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Мировые религии
Следующий переворот в сфере формирования религиозного сознания произошёл на рубеже новой эры. Карл Ясперс назвал его «осевым временем». Главное содержание этого переворота – формирование мировых религий (буддизма, христианства, а чуть позднее – в VII в. н. э. – мусуль ...

Блюда с маслом
В дни, когда разрешено употребление масла можно готовить фальшивый соус (на овощных отварах с луком и морковью, моркови и лука побольше!), винегрет, голубцы овощные, фаршированный перец, картошка (рис, капуста) с грибами, тушеная капуста, салат с морковью и чесноком, ...