Ислам в современном мире

В VII—XII вв. сложился «мир ислама» — своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн мусульман, проживающих в 120 странах мира (ло данным же исламских организаций, количество мусульман достигает 1 350 млн человек). В 28 афроазиатских государствах ислам является официальной государственной религией.

Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них — Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) — возникла в 1969 г. Она объединяет 44 афроазиатских государства и имеет ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскую организацию по образованию, науке и культуре и т.д.). Правительства государств — членов ОИК стремятся координировать свою деятельность в экономике и внешней политике.

Ислам всегда пытался играть самостоятельную роль в общественно-политической жизни как отдельных стран, так и целых регионов. С распадом Арабского халифата роль распространителей ислама взяли на себя монгольские кочевники (XIII—XIV вв.). Затем образовалась Османская империя (XV—XVI вв.), которая в конце средневековья и в начале нового времени (до XVIII в.) являлась серьезным соперником европейских государств.

Колониальная экспансия Запада (XVIII—XIX вв.) еще более усилила роль ислама в духовной и политической жизни народов Востока. Формируется мусульманский национализм — идейно-политическое и религиозно-этническое движение разных народов под эгидой ислама. Это многоплановое и исторически сложное явление. С распадом колониальной системы империализма исламский национализм продолжает развиваться и в настоящее время испытывает своеобразный подъем. Под его знаменами объединяются разные люди. Одни стремятся к возрождению культурно-исторических традиций своего народа, другие борются за национальное государственное самоопределение, третьи пытаются установить политическую гегемонию в стране либо в регионе и т.д. Так, под эгидой мусульманского национализма арабы Палестины более 40 лет ведут борьбу за собственное государство. В конце 70-х гг. XX в. в Иране победила исламская революция, в результате которой к власти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни и установило теократическую республику. Не утихает гражданская война в Афганистане, начало которой положила борьба мусульманских политических группировок с марксистским, светским режимом, установленным в конце 70-х гг. В начале 90-х гг. именно исламский фактор повлиял на взаимоотношения православных сербов и мусульман — хорватов.

Растет влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 млн. мусульман различных народностей: тюркские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны — строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура, ведётся диалог и сотрудничество с христианами и другими конфессиями. Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них — Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах. На начало 1997 г. было зарегистрировано более 5 000 мечетей и несколько Духовных Управлений.

Вместе с тем имеют место крайние, негативные проявления мусульманского национализма. Так, лозунг джихада широко используется чеченскими сепаратистами.


Другое по теме:

Идейные вожди шиитов.
Как и все гонимые сектанты, шиты со временем сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать голосом скрытого имама, шиитс ...

Возникновение и этапы развития
Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иуд ...