Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном -
возникновение религииСтраница 1
«Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им . Теология использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала» - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.
О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. Самым ранним свидетельством зарождавшихся в тот период религиозных представлений многие ученые считают захоронения умерших людей и костей убитых животных. В пещере Тешик-Таш вокруг черепа мальчика 8-9 лет были попарно воткнуты рога горных козлов; в пещере Чирчео череп палеоантропа был окружен кольцом из камней. Это позволило ученым предположить наличие здесь элемента обряда. В пещерах Драхенлох и Регурду были захоронены медвежьи кости и черепа - очевидно, им приписывалось культовое значение. Чтобы обеспечить свое существование, человек, по-видимому, уже использовал колдовские приемы воздействия на окружающий мир, обряды охотничьей магии.
У неоантропов, бесспорно, существовала религия. Найденные погребения из стоянок Мальта (около Иркутска) и Костенки (около Воронежа) свидетельствуют о развитии погребального культа: одно из захоронений в Костенках совершено в камере, сложенной из костей мамонта; погребение ребенка на стоянке Мальта сопровождает погребальный инвентарь. Большой интерес представляет уникальное погребение на реке Сунгирь (около Владимира): в могильной яме, густо засыпанной красной охрой, археологи нашли вместе со скелетами двух подростков различные предметы - копья из бивня мамонта, бусы, браслеты, кольца и другие. По верованиям людей того времени эти предметы, очевидно, должны были служить умершим в «загробной жизни».
В эпоху неоантропа развивается искусство. На территории Советского Союза таким памятником является живопись Каповой пещеры (Башкирия). Это, в основном, изображения животных, причем, иногда пораженных копьями, дротиками и т. д. Изображение раненых животных на стенах пещер было, по-видимому, одним из обрядов охотничьей магии. Для этой стадии развития человеческого общества характерен своеобразный синкретизм первобытного искусства и религиозных верований.
Наиболее известны погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схематичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженых в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц- исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Другое по теме:
Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии. Понятие и сущность шумерского мифа
«Одним из важнейших результатов археологических исследований в ,,библейских странах” — отмечает С.Н. Крамер, — были находки, проливающие новый яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятн ...
Влияние неверующих на мотивацию верующих
Анализ мотивации верующих, находящихся за пределами церкви, оказался бы неполным, если бы мы не выяснили, какое влияние на самоиденти-фикацию верующих оказывают неверующие, доля которых в обществе зна-чительна. Для решения этой задачи группе респондентов, считающих се ...