Смысл земной жизни
Страница 2

Неплюев Н.Н. обнаруживает причину утраты единства каждого со всем, причину несчастного существования и говорит, что изначально путь человека к счастью обусловливается определенной дисгармонией духа, которую личность проходит в три этапа: низшая ступень дисгармонии человеческого духа – это состояние скотоподобия, вторая ступень – это власть ощущений и третье состояние дисгармонии духа – это власть разума, эта стадия возвышается над двумя другими: «Пока дух пребывает в состоянии эгоистического своеволия, он не чувствует потребности вернуться в дом Отца Небесного, способен удовлетворяться приятным прозябанием или завистливою ненавистью к тем, с кем борется за возможность этого приятного прозябания. Это люди, преданные суете, – дети мира сего на степени высшей дисгармонии духа – скотоподобный человек. На этой степени духовного отчуждения от Бога не только невозможно общение с Богом, но и нет потребности в святой радости причастия Духа Святого. Если страх или переданная от отцов рутина заставляют их обращаться к Богу, они приближаются к нему устами своими и устами своими чтут Его, сердца же их далеко отстоят от Него; молитва их – кощунство и Богопочитание – оскорбление Бога, святости имени Которого они совсем не понимают, судя о Нем по себе, воображая, что можно подкупить Его дарами и льстивыми словами, оставаясь злыми и порочными.

Когда человек пробуждается от угара власти ощущений, он начинает чувствовать потребность разумной жизни, он переходит из периода царства ощущений в период царства разума, становиться из скотоподобного существа – существом разумным. Бессмысленное пьянство жизни не может более удовлетворять его; он не может более отделываться от потребности ума и сердца пробудившегося духа, забавляясь игрою в науку, эстетику, благочестие, благотворительность и любовь. Если нравственные потребности духа и не заговорили в нем с силою духовной жажды, потребности разума стали для него главным делом его жизни, заняли в ней место первое»[172].

По Неплюеву Н.Н. на последнем этапе разум логически должен привести человека к вере в мудрого Творца, в противном случае приводит к пессимистическим настроениям; равно сказать, что разум распоряжается жизнью и смертью духа: «Если при таких обстоятельствах жажда духа жить разумно и разумно относиться ко всему окружающему не приведет логично к вере в высшей разум мира, мудрого Творца того стройного творения, изучение которого и составляет содержание всех наук, она непременно приведет к сознанию подавляющего величия и разнообразия мирового организма, к сознанию ничтожности, беспомощности, затерянности среди него песчинки – человека, к сознанию бесцельности сознательно скорбного прозябания. Тут только и может быть два выхода: возвращение к скотоподобию, на этот раз сознательному и потому сугубо позорному, – явлению, известному в наше время под именем культурного одичания, или духовное безумие беспросветного отчаяния – явление, не менее нам известное под видом пессимистической философии с ее мировой тоской»[173].

Неплюев Н.Н. далее размышляет о вере в мудрого Творца, которую человек способен обрести на третьем этапе искания счастья. Она приводит личность к гармонии духа; тогда человек обретает истинную любовь и неверие в мудрого Творца более невозможно: «Когда гармония духа восстанавливается до первенствующего значения любви, неверие более невозможно: нельзя любить добро, не любя источник добра; нельзя любить творение, не любя творца; нельзя любить человечество, не любя высшее проявление добра на земле, лучшего из смертных – Спасителя – Христа. Нельзя любить не веруя, нельзя любя не устраивать жизнь на основе любви, нельзя не веруя верить в возможность победы добра и в любовь, как основу жизни.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме: