Эсхатология Неплюева Н.Н.
Страница 1

В данной главе мы рассмотрим эсхатологические взгляды Неплюева Н.Н. Вообще эсхатология – это учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека[252]. Подобные размышления не могли не занимать религиозную мысль Николая Николаевича. Неплюев Н.Н. отмечает, что сведения о конечных судьбах мира можно почерпнуть отчасти из Евангелия, отчасти из ветхозаветных пророчеств. Сведения о будущей жизни Христовой Церкви и ее конечной судьбе, большей частью Неплюев Н.Н. обнаруживает в Откровении Иоанна Богослова: «Грядущие судьбы церкви воинствующей и всего человечества описаны в Евангелии, отчасти в пророчествах и всего полнее в Откровении Иоанна Богослова – Апокалипсисе, описаны так подробно, что могут прослужить источником для отдельного обширного труда…»[253].

Неплюев Н.Н. говорит о том, что апокалиптические знания составляют для христианина область веры, ведь будущее лишь отчасти можно подвергнуть научно-рациональному анализу: «Тут начинается область чистой веры; тут надо верить и ничего проверить нельзя, но все, что открыто нам о будущем, так логично вытекает из прошлого…»[254].

Знания о последних временах мира не поддаются проверке разума, но вера, в отличие от разума согласует эту христианскую эсхатологию с настоящими сведениями о благом, мудром, справедливом и святом Отце Небесном, тогда и приемлет эти знания. Таким образом, вера вполне удовлетворяет рациональные запросы нашего ума и сердца: «(то, что открыто нам о будущем) так согласовано с благостью, мудростью, справедливостью и святостью Отца нашего Небесного, что вера наша вполне утоляет самые заветные потребности ума и сердца нашего»[255].

Неплюев Н.Н. говорит, что в мире уже происходит становление Царства Божьего, где представители христианской культуры все более утверждаются в любви к Богу и людям, а представители культуры без Бога все более утверждаются в своем нечестии. Таким образом, каждый избирает свой окончательный удел: «Перед нами развертывается величественная картина постепенного возрастания Царства Божьего на земле, постепенного вскисания закваски христианской в жизни и рядом возрастающих вражды и беззакония, живущих по обычаю мира сего представителей культуры без Бога, для которых по мере возрастания святого дерева и вскисания святой закваски правда христианства становится с каждым днем все более и более очевидной, упорство которых вместе с тем становится с каждым днем все менее и менее извинительным, которые таким образом все более и более сознательно закрывают глаза, чтобы не увидеть, уши, чтобы не услышать, и злые сердца свои, чтобы не уразуметь и не быть тем самым вынужденными произвести суд над собою, покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния»[256].

Чтобы показать пример приближения конца мира Неплюев Н.Н. приводит в пример первохристианскую общину времен апостольских, где братство было основой христианской жизни, а не пустым звуком, тогда церковь имела совершенное устроение, тогда она сияла перед Господом. Таким образом, Неплюев ставит братство первохристианских общин в образец нынешним церквям: «В первые времена христианства, в то время, когда малое стадо горело восторгом любви новой к жениху своему Христу, когда под благодатным влиянием апостолов христианские общины понимали, что слово братство – не пустой звук и не риторическое украшение речи, а святая правда, лежащая в основе честной христианской жизни и проникающая весь строй ее во всей его совокупности животворным духом своим, когда все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2, 44-45), когда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … и великая благодать была на всех их (Деян. 4, 32-33). Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34-35), тогда церкви земные сияли перед престолом Божьим, как светильники»[257].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Этапы развития индуизма. Формативный период (III-II тыс. до новой эры - I тыс. до новой эры)
Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур" ...

Современный индуизм (начиная с XIX века)
В XIX- первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги. Как и в друг ...