Религиозно-мифологические представления древних коми
Страница 1

Материалы » Духовная культура и религиозные верования древних коми » Религиозно-мифологические представления древних коми

В результате многолетних археологических исследований создана источниковая база для изучения религиозно-мифологических представлений пермских народов

Фиксация и картографирование находок культовых вещей помогают выяснить ареал тех или иных культов, проследить в каких направлениях распространялись культы от центра своего зарождения, а также датировать расцвет изготовления предметов, а значит и расцвет культа.

Археологические раскопки могильников дают возможность восстановить жертвенный комплекс погребального обряда, исследования костищ и жертвенных мест дают вещевой материал для частичной реконструкции жертвенных обрядов, несомненно, связанных с системой устойчивых религиозных представлений древних людей.

Данные археологии позволяют высветить эволюцию образов культовых зверей и животных, наиболее ярко выраженную в металлической пластике. Вещевой материал культового характера широко представлен украшениями, ритуальной посудой, предметами жертвенного обряда, металлическими пластинами и бляхами.

Главная особенность вотивных изображений заключается в смешении в одном художественном образе признаков различных зверей, птиц, человека, земноводных, рыб и т.д., поэтому, эти изображения получили название сложного образа. Рассматривая сложные образы вотивных предметов можно судить о том, какое место занимали звери, птицы или человек в религиозно-мифологических представлениях древних коми и удмуртов.

Сложность художественных образов частично обусловлена смешением «старых» и «новых» культов, что создает исключительный интерес к всестороннему изучению религиозно-мифологических представлений древних пермских народов.

Своеобразные религиозно-мифологические представления древнего прикамского населения отразились не только в археологических предметах, но и в многочисленных явлениях, сохранившихся в быту, верованиях, фольклоре и языке удмуртов и коми.

Традиция воспроизведения зооморфных сюжетов из религиозно-мифологических представлений в народном искусстве оказалась чрезвычайно устойчивой. Это может объясняться рядом причин, и прежде всего экономическими причинами. Вплоть до XX в. одним из основных занятий коми и удмуртов были охота и рыболовство. Специфические условия быта способствовали сохранению в среде охотников магических обрядов, преданий и мифов, связанных с древними божествами. Другой причиной, способствовавшей их консервации явилось географическое положение пермских народов - удалённость от «центра», окруженность труднопроходимыми таёжными лесами, суровость климата, что приводило к сохранению самобытной духовной культуры.

Религиозное почитание зверей, птиц и деревьев, вера в перевоплощение в зоо- и зооантропоморфные существа – все это, безусловно, восходит к древним представлениям о всеобщей родственной связи человека с природой - тотемизму.

Человек рода одухотворял природу, сливаясь с ней. По представлениям древних прикамцев человек мог быть и зверем, и птицей, земноводным или насекомым и даже деревом. Отсюда многочисленные представления о сверхъестественных превращениях человека в зверей и птиц или наоборот, что обнаруживается повсеместно в народных сказках, легендах, песнях. В суевериях до сих пор способность превращаться относят к особым людям, знающим «законы старины» - колдунам и знахарям, в далеком прошлом, очевидно, эти свойства приписывались каждому человеку. До недавних пор существовала вера в порчу, которую колдуны выращивали в туесках или варили в глиняных горшках и которая имела вид ящериц, жуков или других гадов.

Тотемический характер носили местные костюмы, головные уборы, украшения. «Одежда – социальный знак, метка, обозначающая место данного индивидуума в общественной системе, одежда объединяет людей одинакового социального (в том числе и этнического) статуса, она служит интегрирующим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляя эту другим группам»

До сих пор сохранились локальные различия в одежде, орнаментации и в головных уборах. Мотивы «оленьи рога» или «медвежья лапа» используются в меховой мозаике украшения костюма, сумок-тучу, в вышивании, вязании.

Нередки воспроизведения голов зверей и животных на предметах домашней утвари (солонках, ковшах, ушатах и т.д.). Животными мотивами оформлялись наличники, красные углы, части ткацких станков, охлупней амбарных домов и т.д. Мотивы оленя и коня широко использовали в росписи на прялках. Сейчас они несут только лишь декоративное значение, а раньше имели смысл оберегов. В украшении интерьера жилых помещений вплоть до настоящего времени используются натуральные лосиные и оленьи рога.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Конституция о Богослужении. Литургическая реформа.
Литургическая реформа 1969 года, введшая новый чин Мессы (так называемая Месса Novus Ordo) была одним из прямых следствий II Ватиканского Собора. Фактическим автором Новой Мессы был человек по имени Аннибале Буньини. Сейчас многие католики (прежде всего, молодого пок ...

Взаимосвязь Знания и Веры с древности до Нового времени. (X-XIX вв.)
Религия – сложнейшее явление истории культуры человечества. Пройдя на своем пути развития сотни тысяч лет, она сложилась как сложнейший духовный и культурный феномен человечества, изучение и толкование которого в настоящее время возможно только с позиций ряда научных ...