История славян
Страница 2

Материалы » Язычество славян » История славян

В это время Русь вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и получили здесь название “варягов”. С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя “рюриковичи”. В основу их генеалогии положены летописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгород неким Гостомыслом для успокоения смут. Происхождение Рюрика неясно - его считают датчанином, ругом или даже западным славянином. Преемнику Рюрика - “Вещему Олегу" удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую “Русскую землю" вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.

Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром. На территории Восточной Европы существовали два великих торговых пути: Волховско-Днепровский и конкурировавший с ним Поволжский. Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевским князем Святославом в 965 г. Хазарского каганата - главного соперника славян.

На мировоззрение Киевской Руси оказывали влияние идеология скандинавов и народов южного берега Балтийского моря. Однако общее направление европейских событий побуждало киевских князей к отходу от язычества, а крепнущие связи с Византией, равно как и тогдашнее процветание последней - к официальному принятию православия. Что и было осуществлено великим князем Владимиром в 988 году. Сам процесс перехода в новую веру оказался (как и везде) длительным, растянувшись до времени монгольского нашествия. Но и после того, как Русь получила самоназвание “святая”, язычество продолжало жить в качестве фольклора и календарной обрядности.

Несмотря на огромный ареал обитания, славяне практически не сохранили описания мифологических сюжетов. Их территория явилась ареной многочисленных войн и нашествий. Ни изолированных островов, ни неприступных гор здесь не было. Правда, "Исландией русского эпоса" был назван Русский Север (Онега, Печера и побережье Белого моря). Но там сохранились именно эпические памятники - прежде всего былины, где нет ни следа языческих богов (хотя и делаются попытки увидеть отражение оных в образах богатырей). Более архаичен массив славянских сказок. Однако сказки, представляя произведения художественной словесности, изначально содержали изрядную долю вымысла (отличаясь от мифов, которые являлись объектом веры). Упоминания языческих богов мы находим у христианских авторов в виде всевозможных "поучений против язычества" и в таком ярком произведении, как "Слово о полку Игореве". Интересный материал, как и у балтов, представляют песенный фольклор и народные праздники. Знаменитая же "Велесова книга" вызывает сомнения в ее подлинности.

Языческое изобразительное искусство древних славян также беднее кельтского или скандинавского. Возможно, применительно к восточным и южным славянам это объясняется их "бродячим" образом жизни в эпоху расселения и довольно быстрой последующей христианизацией. Сохранились ювелирные украшения, на которых изображены предполагаемые мифологические персонажи, деревянные резные предметы (прялки и т.д.), элементы каменной резьбы православных соборов. Интересен знаменитый каменный Збручский идол. Западная же ветвь данной группы народов была в несколько ином положении (вспомним языческие города). Но крестоносцы не пощадили деревянные храмы и скульптуры богов. К настоящему времени археологами найдены лишь грубые элементы внешнего убранства святилищ, сохранившиеся в грунтовых водах и заштукатуренные каменные рельефные изображения богов в стенах католических церквей, построенных на месте разрушенных храмов. Все они лишь отдаленно напоминают великолепные описания западных хронистов. Весьма важной была бы коллекция небольших, покрытых руническими надписями идолов из замка Прилвиц, если бы не сомнения в их аутентичности.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Культы общинно-родового строя
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усоверше ...

Ценностные ориентации и целевые установки российского общества
В ходе опроса респонденты выбирали из предложенного им списка: 1) жизненные цели и 2) жизненные ценности. Из обозначенных ими как самых важных целей и ценностей, им предложено было обозначить одну «самую важную» цель и «самую важную» ценность. ...