Коран и Сунна – «священные книги» мусульман
Страница 2

Материалы » Величайшая мусульманская религия - Ислам » Коран и Сунна – «священные книги» мусульман

Некоторые из историков в прошлом утверждали, что в Коране просто переписаны «священные книги» иудеев и христиан. Об этом наглядно свидетельствовали заголовки некоторых книг «Что взял Мухаммед из иудаизма» А Гейгера (1902) или «Зависимость Корана от иудаизма и христианства» В. Рудольфа (1922). Такая постановка вопроса искажает историческую картину. Тщательно анализируя «священную книгу» мусульман, известный ученый М.Б. Пиотровский подчеркивает, что в Коране «прямых источников заимствования практически обнаружить не удается. Есть явные, прошедшие долгий путь, отзвуки библейских канонических и апокрифических текстов, есть параллели к различным послебиблейским иудейским и христианским преданиям. Все это — часть единого культурного мира».

Текст Корана разделен на 114 сур (от араб, ас-сура — ряд, ранг), т.е. частей или глав. В свою очередь суры делятся на аяты (от араб, айа — знак, чудо), т.е. стихи. Каждая сура имеет название. Первая называется «Открывающая книгу» — Аль-Фатиха. Это своеобразный символ веры:

Хвала Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, —

не тех, которые находятся под гневом, и

не заблудших. (1:2— 7).

Все суры, за исключением девятой, открываются традиционной мусульманской формулой: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» (Бисмиля-ль рахман рахим). Это посвящение, дух и сверхидея Корана одновременно.

Важнейшая особенность «священной книги» мусульман заключатся в том, что она не имеет единого сюжета. Коран — собрание проповедей, откровений, притч, сказаний, славословий, исходящих от Мухаммеда, произнесенных им в разное время, либо же исходящих от самого Аллаха. Сгруппированные в суры, они относятся к двум периодам жизни и деятельности пророка — мекканскому (610—622) и мединскому (622—632). Первые намного короче вторых. Внимательно читая Коран, видишь, что мекканские суры импульсивны, энергичны. Они пронизаны эмоциональной силой, необходимой Мухаммеду для того, чтобы убедить слушателей в правоте Аллаха. Мединские же суры, наоборот, спокойные, рассудительные. Они предназначены как бы для обращенных, которым объясняются догматы веры.

В тексте Корана суры расположены в порядке убывания стихов. Сура 2, например, содержит 286 аятов. Каждая сура имеет название. На первый взгляд, они не связаны с содержанием данной части и звучат странно — «Корова», «Гром», «Трапеза», «Различение», «Муравьи», «Нахмурился», «Гора», «Звезда», «Месяц» и т.д. На самом деле это ключевые слова, символизирующие смысл данной части.

Сунна. Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай, пример) — пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммада с его высказываниями, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образовании халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

Основной составляющий элемент Сунны — хадис (араб, новое » известие, рассказ) представляет собой сообщение из жизни пророка Мухаммада, предание о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис включает две части: иснад (араб, опора) — перечисление тех, кто предавал друг другу известие о Пророке до момента его письменной фиксации, и матн (араб, текст), содержащий конкретную информацию. Согласно мусульманской традиции, иснад представляет собой доказательство истинности того, что произошло с пророком Мухаммадом, поскольку опора на традицию, на мнения авторитетов является в исламе ведущей.

Хадисы появились не раньше 90-х годов VII в. В начале VIII в. они утвердились как авторитетный источник. Активный сбор преданий прищелся на 700—720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммаде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной. Борющиеся между собой политические группировки, религиозные секты и течения стремились опереться на авторитет Мухаммада и оправдать с помощью хадисов свои притязания и доктринальные установки. Наряду со сбором оригинального хадисного материала процветала фабрикация подложных преданий. Сочинительство хадисов было не только формой литературного творчества и предметом гордости, но и способом заработать деньги. Первыми звеньями в цепи передатчиков хадисов были саха-бы — сподвижники и соратники Мухаммада, люди, тесно с ним общавшиеся. Они составляли элитарную группу, игравшую огромную роль в жизни раннемусульманской общины, и являлись коллективным хранителем учения Пророка после его смерти. Им наследовали последующие поколения хранителей и передатчиков хадисов. Первое и второе поколение после сахабов — их дети и внуки — сыграли значительную роль в кодификации ислама. Взлет хадисотворчества пришелся на то время, когда ушло поколение сподвижников Мухаммада — сахабов, игравших роль гаранта достоверности хадисов. Ответственность за правдивость хадиса несли их преемники, отделенные достаточным временным промежутком от периода жизни Пророка, из чего вытекает проблема тенденциозности и относительной достоверности хадисного материала.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Жизненные ценности руководителей ЕХБ России
Несомненным, и вполне ожидаемым лидером, в ценностной ориентации руководителей церквей ЕХБ оказались ценности из 7 фактора (духовность и нравственность). Они расположились в порядке убывания значимости следующим образом: А1(посвятить свою жизнь Богу), А44(жить духовно ...

Символика солярного культа
Первые символические изображение солярного культа, связанного с плодородием почвы и урожайности, встречаются в позднем неолите и раннем бронзовом веке. Они несут в себе одновременно магические представления и эстетические переживания: это концентрические окружности на ...