Основные идейно-политические направления в исламе
Страница 2

Материалы » Величайшая мусульманская религия - Ислам » Основные идейно-политические направления в исламе

В палитре мусульманских общин особое место занимает суфизм. Возникший в VII в., суфизм долго находился вне закона. И только в период упадка Арабского халифата (XIII в.) он был признан официально. Существует множество определений суфизма, каждое из которых отражает лишь группу присущих ему признаков. Сам термин (ат-тасаввуф), вероятно, происходит от арабского суф — шерсть, поскольку грубое шерстяное покрывало издавна считалось обычным одеянием аскета — отшельника, «божьего человека». Проповедник — суфий (дервиш) — странствовал, питаясь подаяниями доброхотливых мусульман. Суфии объединялись в братства, своеобразные монашествующие ордена. Их поведение и внешний вид напоминали верующим о необходимости соблюдения правил мусульманской веры и образа жизни. Некоторых крупнейших суфийских учителей и подвижников, прославившихся своими глубокими познаниями и благочестием, стали именовать святыми, хотя никто и никогда их не канонизировал. Им приписывали способность к сверхъестественным деяниям. Отсюда вытекает важная черта суфизма — мистицизм. Аскеты — подвижники — проповедовали идею о непосредственной связи человека с Богом. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизиться к Аллаху и в итоге раствориться в нем. Разрабатывались особые приемы достижения подобного состояния, где большую роль играли самонаблюдение и самоконтроль. Важной чертой суфизма является антропоцентризм, т.е. стремление пропустить действительность через призму собственного «Я». Это отражено в богатой и разнообразной суфийской поэзии. В стихах внимание приковано к личному переживанию Бога, анализу скрытых мотивов собственных поступков, осознанию мусульманских истин.

В X—XI вв. популярность суфийского образа жизни и мировоззрения резко возросла. Появились классические труды по суфийскому богословию. Среди них наиболее известна книга «Воскрешение наук о вере» Абу ал-Газали. Опираясь на Коран, суфий рассуждает о признаках (атрибутах) благочестивого мусульманина. Таковы, по его мнению, раскаяние, воздержание, бедность, терпение, любовь, страх, надежда и др. Все качества человека соотносятся с Богом. Например, состояние любви — это «видение своими глазами того, чем его облагодетельствовал Аллах, а сердцем — того, что Аллах близок к нему, заботится о нем, оберегает и выступает его поручителем».

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Малые божества
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное, которому племя пок ...

Средневековый период (VI век - XVIII век)
Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничт ...