Выводы о возможности социальной направленности проповеди
Страница 2

Материалы » Социальная направленность проповеди » Выводы о возможности социальной направленности проповеди

К примеру, американский исследователь Р. Миллер попытался убедить учащихся пятого класса быть аккуратными, чистоплотными, опрятными и не сорить. Части школьников прочли лекции о том, как важно быть аккуратными, а также лекции по экологии, о пользе сбора мусора и отходов, а уборщик призвал их соблюдать чистоту. Другим учащимся лекции не читали, но неоднократно говорили, что они аккуратны и чистоплотны, а уборщик сказал им, что их класс самый чистый в школе. Каковы же были результаты? Ученики, которым читали лекции, не улучшили свое поведение и продолжали сорить. Напротив, случайно выбранные пятиклассники, которых назвали «аккуратными и опрятными», стали действительно аккуратнее и опрятнее, бросали мусор в мусорные ящики в три раза чаще, чем их сверстники из другого класса. (Арансон Э., с.92)

Г) Следующее существенное правило - «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНТЕРЕСАМ СЛУШАТЕЛЕЙ».

Его противоположность - соответственно явное пренебрежение проблемами слушателей. Наиболее значимым в формулировке этого правила является слово «проявление» - ведь интерес к проблемам партнера должен быть явным, рассчитанным на его восприятие. (Реан, с. 277)

Только в случае действительно подлинного, не поверхностного интереса, мы сможем правильно оценивать поступки других людей. «Один японский путешественник описывал свое пребывание в России XVIII века. Он повествует, как императрица отправляется весною в Царское Село, «чтобы полюбоваться снегом». В таком объяснении поездки императрицы отразилась специфика свойственного японцам эстетического восприятия природы. Но жительница Петербурга вряд ли воспринимает снег как красоту, которой нужно любоваться». (Лотман, 1994) Недостаток информации плюс необоснованный перенос своих ценностей и ожиданий породили много досадных ошибок в контактах людей.

Д) Другое правило можно обозначить как «ДЕМОНСТРАЦИЮ ОБЩНОСТИ»,

причем в самом широком контексте. Варианты бесчисленны - это может быть общность интересов, ценностей, задач, точек зрения. Данным правилом с успехом пользуются «заморские проповедники», чью семейную жизнь в наших церквях иногда знают лучше, чем жизнь своих собственных лидеров. «Когда мы показываем слушателям, что мы живем такой же жизнью, как и они - это сближает нас. Одним из наиболее эффективных видов этой техники общения по праву считается демонстрация профессиональной общности, своего рода «цеховости», в хорошем смысле этого слова. Подчеркивание общности - не только основное, но еще и самое древнее правило общения. Можно вспомнить правило выживания в джунглях из «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я». (Реан, с. 275)

«М. Лютер и Р. Рейган были известны как чрезвычайно талантливые ораторы. Они разительно отличаются, друг от друга по эмоциональному настрою выступлений. Кинг неистовствовал в своих проповедях, Рейган предпочитал выступать в роли сладкоречивого утешителя. Однако вместе с различиями в ораторской манере мы замечаем и основные признаки сходства этих лидеров: оптимистичность, видимая искренность, исходящее от них чувство тождества и родства с аудиторией, элегантная простота идей. Исторический опыт подсказывает, что эти компоненты, смешанные в нужной пропорции, являются чрезвычайно эффективным средством, позволяющим вести аудиторию за собой». (Зимбардо, с.30)

Мы можем поставить перед собой вопрос: «А ощущаем ли мы себя единым целым со всем российским народом? Не стали ли мы за годы отчуждения церкви инородным телом в России»? Например, по мнению Л.Н. Гумилева: «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». (Гумилев, 1993, с.285) Для объяснения того, что такое стереотип поведения, Гумилев привел пример типичного на его взгляд поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяница. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет полицейского, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая» (Гумилев, 1990, с. 87) Судя по Гумилевскому определению термина «этнос», мы почти полностью ему соответствуем. В таких условиях мы можем превратиться в особый субэтнос, со своей особой культурой, обычаями, языком, ценностями, непонятный окружающему миру. Если это произойдет, то нас ждет судьба эмигрантских церквей, но только в своей собственной стране, среди собственного народа.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Ценностные ориентации возрастной группы 56-65 лет
Выше, чем у других, стоит здесь «законность». Выше всех стоит в этой группе в иерархии ценность «мир», а далее - «порядок». Одновременно ниже, чем у других, стоит в этой группе ценность «свобода», неподержанная также группой старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 80 ...

Классификация профессий
Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, М ...