Приложения
Страница 4

2) Из тех ценностей, которые для Вас очень важны (получили оценку «очень важна»),

выберете и напишите одну ценность, самую главную для вас в настоящее время: Духовность

Благодарим вас за сотрудничество! Желаем благословений!

РЕЦЕНЗИИ

Hermann Hartfeld, PhD, Dr. Theol.

21.05.2002

Дипломная работа Гумерова Рината, Московская Богословская Семинария, Варшавское шоссе 29/2, г. Москва

Дав прочитать дипломную работу Гумерова ученым немецкой академии наук, было сделано резюме, что работа студента МБC составляет большой интерес для тех ученых, которые занимаются изучением проповеди русского проповедника.

На западе существует мнение, что:

(1.) русские проповедники не заинтересованы проповедовать о том, что человек может иметь во Христе, русский проповедник заинтересован в этике. «Настоящий христианин» не курит, не пьет вина и, естественно, не блудит и не прелюбодействует. Данная этика не считается в западном мире чисто христианской, но межрелигиозной: представители дальневосточных и мусульманских религий придерживаются той же этики. Что же тогда отличает христианина от представителя другой религии? На этот вопрос славянские христиане отвечают полемикой и апологетикой. Гумеров тщательно исследовал ряд феноменов русского менталитета и старается определить, каковой должна быть проповедь российского христианина.

(2.) Русский проповедник весьма агрессивен на кафедре. По всей вероятности, коммунистическая идеология оставила свои следы в умах традиционных проповедников. Спасение зависит для многих проповедников не от дара Божьего, но от этики: если ты лжешь, куришь, употребляешь алкогольные напитки и т.д. место твое в аду. Данная концепция проповеди напоминает психологический бихевиоризм.

(3.) Русская проповедь рассчитана для рабочих и крестьян: интеллектуалам и бизнесменам места в проповеди почти нет. Таковы результаты наблюдений западных социологов, философов и теологов. Правы ли они???

Гумеров стремится в своей научной работе через опросы многих славян найти метод проповеди, который соответствовал бы запросам современного русского человека. Поставленные в опросах вопросы весьма актуальны и для западного ученого очень ценны, так как они подтверждают их наблюдения. Гумеров, несмотря на свою гениальную работу, не в состоянии был дать нам удовлетворительный ответ, каковой должна быть проповедь русского проповедника в контексте русской культуры. Вероятно, он воздержался от контекстуальных предложений, боясь, критики со стороны сторонников традиционной проповеди.

Несмотря на этот изъян, мы не имеем никаких возражений, оценить его работу, как «очень хорошо». Мы также заинтересованы в том, чтобы Гумеров возглавил богословское образование христиан в калининградской области.

Работу его читали: Проф. Др. Ганс Кюнг (Тюбинген), Проф. Др. Вольфарт Панненберг (Мюнхен) и Др. Герман Гартфельд

Рецензия

На выпускную работу бакалавра Гумерова Рината Назымовича по теме: «Социальная направленность проповеди»

Ринат Назымович четко и логично представил введение в проблему исследования, дал обоснование причин его обращения к данной теме - социально-психологические сложности работы проповедника. Ясно сформулирована проблема и цель исследования (см. стр.2). Уже в цели заключается значительная практическая направленность рассматриваемого им вопроса, а именно: учитывая жизненные ценности и др. социально-психологические особенности прихожан, пастырь может так выстраивать проповедь, что люди почувствуют подлинный интерес к их проблемам и духовное единение.

Похвально, что автор обращается к истории изучаемого вопроса, сжато прослеживает ее от Античности до ХХв. (см. стр.4-6).

Определен предмет исследования - жизненные ценности разных категорий населения нашего общества, включая служителей церкви ЕХБ.

Научными методами исследования были «эмпирические методы» - анкеты и опросники, т.е. традиционные методы психологии (по классификации Б.Г. Ананьева).

Вскрыта теоретическая и практическая значимость исследования.

.Мы считаем, что автору следовало более ярко обозначить во введении и заключении НОВИЗНУ его работы. Гумеров Р.Н. выявил жизненные ценности служителей поместных церквей ЕХБ и сопоставил их с ценностными ориентациями потенциальных прихожан - представителями самых разных слоев нашего общества.

Процесс обработки анкет был очень аккуратным, строгим, обстоятельным. Результаты представлены в виде диаграмм (стр. 44, 51 и др.). Выпускная работа снабжена богатым приложением.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Следы тайных союзов
К числу пережитков глубоко архаичных форм религии принадлежали также остатки мужских культов, восходящих к мужским тайным союзам. Местами эти мужские культы переплетались с параллельными женскими обрядами. Таковы были, например, своеобразные празднества в честь Деметр ...

Мухаммед
Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы курайш. Мекка, начало расцвета которой относится к середине VI века, являлась центром Хиджаза - важнейшего торгового района А ...