Дайте характеристику вероучения и культа одной из нетрадиционных религий.
Страница 1

Материалы » Религиоведение как система теоретического знания » Дайте характеристику вероучения и культа одной из нетрадиционных религий.

Движение Харе Кришна” (“Общество сознания Кришны”) является религиозным течением, возникшим в середине 1960-х годов в США, а затем распространившимся в ряде стран Западной Европы. Главным идеологом и организатором этого течения был Свами Прабхупада. С начала 70-х годов общины этого движения появились в СССР, осуществляя свою деятельность нелегально, поскольку тогдашним законодательством о религиозных культах последняя была запрещена.

Применительно к нашей стране “Движение Харе Кришны” является всецело продуктом идеологической экспансии и духовной агрессии, вдохновляемых определенными силами Запада .

Достаточно широко распространенное представление о том, что кришнаизм относится к так называемым “восточным религиям” и является, в частности, разновидностью индуизма, ошибочно. Удерживая в своей идеологии и религиозной практике отдельные элементы вероучения и культа индуизма (идея кармы, апелляция к древнеиндийским “священным книгам” - “Бхагавад-Гите” и “Бхагавад-пуране”, ритуальное исполнение мантры и др.), течение принципиально расходится с традиционным индуизмом, вульгаризирует и извращает основополагающие принципы этой национальной религии Индии. Достаточно отметить, что в самой Индии кришнаизм рассматривается не только как “карикатура на индуизм”, но и как учение, наносящее вред духовно-культурным и национальным основам жизни индийского общества.

Основные положения идеологии и религиозной практики “Движения Харе Кришны” сводится к следующему:

1. В основе вероучения кришнаизма лежит идея о существовании в каждом человеке ( в данном случае - членах общины) скрытого “божественного начала” (“искры бога Кришны”). Дело заключается в том, чтобы пробудить в индивидах это начало, обрести “божество” в самом себе и тем самым раствориться в нем, слиться с “Кришной”. Необходимым условием этого “обретения божества” является выработка в мировоззрении индивида “сознания Кришны”. Под последним понимается некое потустороннее бытие, состояние “сокровенного чистого знания”, “чистой духовности”, свободных от каких-либо внешних воздействий социальной реальности. Достижение этого “сознания” может осуществляться, в соответствии с учением Кришны, путем полной изоляции, полной отрешенности членов общины от окружающей социальной реальности, абсолютного ухода их от треволнений “греховного” материального мира.

2. С отмеченными особенностями вероучения неразрывно связаны организационные принципы “Общества сознания Кришны”. Важнейшим из них является принцип авторитарной власти руководителей общин кришнаитов, т.н. “гуру” (“духовных наставников”), как харизматических (т.е. наделенных якобы божественными свойствами) лидеров, которым беспрекословно и слепо подчинена вся паства, а также принцип иерархизма, в соответствии с которым “гуру” отдельных общин строго подчинены “духовным наставникам”, курирующим определенные регионы планеты, где расположены “ашрамы” - кришнаитские общины, а последние “гуру” - руководству “Международного общества сознания Кришны” во главе с верховным “гуру”, почитаемым всеми кришнаитами в качестве “живого бога”, представителя самого Кришны на земле.

3. Культовая деятельность кришнаитов непосредственно вытекает из главных постулатов их вероучения и направлена на абсолютное закрепощение сознания и поведения верующих в интересах руководства этой организации. Верующие постоянно и систематически подвержены культовому воздействию приемов т.н. “бхакти-йоги”, которая в отличие от “хатха-йоги”, стремящейся развивать физические возможности человека, представляет собой систему психических упражнений. Кришнаитские “гуру” бесцеремонно, зачастую на дилетантском уровне, вторгаются посредством данных приемов в психическую конституцию верующего, неокрепшее сознание юношей и подростков, нанося им непоправимый вред. Не случайно в последнее время на Западе, в странах, где деятельность кришнаитов запрещена законом, возник институт так называемых “депрограмматоров” (специалистов-психиатров), занимающихся раскодированием деформированного сознания лиц, прошедших культовую обработку в кришнаитских общинах и с огромными усилиями возвращенных обратно в семьи родителями. Зомбирование сознания верующих в кришнаитских “ашрамах” позволяет их руководству использовать неоплачиваемый, по существу рабский труд адептов веры в личных интересах. Если учесть, что рядовые члены общин лишены даже предметов личного пользования, денег, а также полноценного сна, выходных дней и отпусков, то степень их зависимости от “гуру” следует признать абсолютной, что никак не согласуется с законодательным положением о правах человека.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии как мировоззренческие аксиомы (конец XУШ-XX век). Концепции научного религиоведения (история, лингвистика, антропология и эт
Рубеж ХУШ-XIX веков определил общую логику рассмотрения религии как элемента культуры, возникшего в процессе исторического времени (около 1,5 млн. лет) данный процесс прошёл ряд важных этапов и примерно 35-40 тыс. лет назад завершился формированием совершенного типа ч ...

Социологические методы изучения религии
Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: 1. Метод опроса: а) стандартизированное интервью б) письменное заполнение анкеты респондента Для установления более глубоких причинных сведений этот ме ...