Религия Египта
Страница 2

Материалы » Религии мира » Религия Египта

В силу того, что религия Египтян была политеистической, т. е. языческой, единой религии Египта, в сущности, не было, как не было единого централизованного государства. Египет состоял из десятков номов, равных примерно нашим княжествам, и в каждом из номов чтили своих богов.

Египетские мифы имеют космогонический характер. Изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Один из мифов излагает дело так: из вод выступил холм, на нем распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, солнце – Ра, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В «Текстах пирамид» рассказывается другая история: солнце рождает огромная корова-небо, стало быть, Ра – теленок. (Есть и иные варианты).

Как выглядели египетские боги? Конечно, они уже антропоморфны, но следы зооморфизма еще вполне очевидны. Фигуры у богов человеческие, но вот головы нередко позаимствованы у животных. Так, был бог-творец Птах, у него была супруга – Сохмет (египетская Афина), так вот эта Сохмет имела голову львицы. Бог мудрости Тот имел голову птицы ибис, бог света Гор имел соколиную голову, бог воды Себек был наделен головой крокодила, бог плодородия Хнум смотрел на мир глазами барана. Одной из ипостасей великого бога Ра был жук скарабей. Когда Ра сражается со змеем Апопом, он преображается в огненно-рыжего кота. Апоп – воплощал в себе силы зла и мрака.

В Египте, несомненно, почитали и самих животных, на что указывает их мумификация. Мумифицировали не только фараонов и знатных жрецов, но близ Мемфиса обнаружена целая усыпальница мумифицированных быков, сохранились мумии кошек. Операция мумифицирования связана с особыми представлениями египтян о загробной жизни. Загробная жизнь мыслилась как продолжение земной, для этого необходимо было сохранить тело умершего. Отсюда обычай мумифицирования, отсюда строительство гробниц, обильные дары, приносимые живыми мертвым.

Человек, по египетским представлениям, многосоставен. Наиболее часто упоминаются такие элементы, как КА и БА. Ка представляет собой невидимого двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Ка – безгрешен, может быть, это своего рода ангел-хранитель. После смерти тела ка не должен ни в чем испытывать нужды, заупокойные приношения еды и питья обеспечивают дальнейшую жизнь ка, священные тексты на стенах гробницы, на папирусных свитках, лежащих в саркофаге, позволяют ка перемещаться и даже покидать гробницу. Именно ка следит за сохранностью гробницы и наказывает тех, кто пытается проникнуть в нее с нехорошими намерениями. Интересно, что своих КА имеют и боги, причем множество – так у Ра 14 двойников КА. По нескольку КА имели фараоны – живые боги.

Элемент БА можно отождествить с тем, что мы привыкли называть душой. Ба изображается в виде птицы с человеческой головой; ба способно перемещаться и не так тесно, как кА, связано с гробницей. Ба отвечает на загробном суде за деяния и грехи человека. Загробный суд у египтян – суд Осириса.

Загробному миру в египетской мифологии посвящена так называемая «Книга мертвых». 125 глава этой книги посвящена суду Осириса. Перед лицом Осириса сердце умершего взвешивается на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символом). Грешника пожирало страшное чудовище Амт – лев с головой крокодила, праведник оживал для счастливой жизни на полях иару – райских кущах. В этой же главе есть перечень грехов, которых должен избежать человек, если он хочет спастись. Кое в чем этот перечень совпадает с библейскими заповедями.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Пища в храмах
По части, где Павел обсуждает принятия пищи и нахождения в языческом храме, возникает несколько вопросов: 1) какое значение имели храмы/столовые храма, и какую функцию они выполняли? 2) каково отношение Павла к принятию пищи, посвященной идолу, в языческом храме? ...

Религиозный модернизм и фундаментализм
Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенд ...