Религия Египта
Страница 1

Материалы » Религии мира » Религия Египта

Если шаман вне своих шаманских функций ничем не отличался от прочих членов сообщества, то жрецы в храмах эпохи формирования государств уже составляли обособленные касты.

Храмовые жрецы были освобождены от материального производства, что позволяло им предаваться созерцательной, интеллектуальной деятельности. Они начали создавать сложные религиозно-мифологические системы, утонченные метафизические представления. Начинают появляться священные тексты, священные книги. Верхний и нижний мир начинает заселяться не просто духами природы, но богами.

По мнению греческого мыслителя и писателя, «отца истории», Геродота, жившего в V в. до н. э., египтяне «были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы». Другой великий грек, философ Платон, живший, примерно тогда же (V – IV вв. до н. э.) возводил учение египетских жрецов к религии Атлантиды.

В диалоге Платона «Тимей» египетский жрец говорит греку Солону, посетившему Египет в VI в. до н. э., что греки-эллины – юны, что они не помнят прошлого, ибо как только они создавали цивилизацию, вырабатывавшую письменность, какой-либо катаклизм уничтожал эту культуру, и все начиналось сначала. Жители же Нила сумели сохранить свои записи в храмах, и они знают о том, что было девять тысяч лет назад (если считать от нас, то получается 11-12 тысяч лет назад). Египтеский жрец рассказал, что предшественники нынешнего государства Афин в давние времена создали государство с развитыми законами, с четкой социальной организацией общества и сильным войском, которое сумело остановить нашествие жителей Атлантиды, стремящихся к мировому господству. Но случившееся затем землетрясение и наводнение погребли и Атлантиду и большую часть жителей первого Афинского государства. Часть атлантов спаслась, они переселились в Египет и смешались с жителями берегов Нила.

Таково предание. Как бы там ни было, египетская религия и мифология имеет очень глубокие корни, но сведения о них весьма разрозненны, неполны, многое остается неясным.

Египетская мифология начала формироваться в шестом-пятом тысячелетии до н. э. и к первой половине третьего тысячелетия до н. э. ныне известный пантеон египетских богов уже существовал. Египетская религия жила и развивалась вплоть до середины I тысячелетия н. э., т. е. не менее шести тысяч лет (много это или мало: Иисус Христос родился две тысячи лет назад, т. е. вся история христианства насчитывает две тысячи лет).

Я не буду стремиться в подробностях уяснять иерархию и взаимоотношения богов Египта, назову только главных из них и укажу их функции.

В первую очередь следует назвать бога по имени Ра – его персона пронизывает все эпохи Египта, его признавали все жреческие школы. Ра – это солнце. Египетская религия, конечно, политеистична, но наличие такого бога как Ра указывает на тенденцию к монотеизму. Более того, один из фараонов попытался претворить эту тенденцию в действительность: фараон-реформатор по имени Эхнатон ввел культ единого бога Атона, это имя означало «солнечный диск», т. е. все того же Ра. При жизни Эхнатона и некоторое время по его смерти египтяне почитали единого бога; изображения прочих богов удалялись из храмов. Между прочим, всем известная Нефертити была женой Эхнатона, и иногда ее считают вдохновительницей реформ. Видимо, не случайно, что, примерно, в это же время формируется монотеистическая религия иудеев. Однако по смерти Эхнатона жрецы вернулись к прежним богам, к политеистическому пантеону.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Выводы о ценностной ориентации жителей городов
Подтверждается широко распространенное представление — о разрыве в массовом обыденном сознании материального и духовного, высшего и низшего, заботы о себе и заботы о других. Даже любовь россиянина оказывается разорвана разными факторами: секс в одном, потребность в аф ...

Отношение Павла к принятию пищи купленной на рынке
Возникает вопрос: почему Павел запрещает находиться в храме, не разбираясь – употребляется ли там чистая или идоложертвенная пища; запрещает есть пищу, находясь в гостях, о которой сказано, что она посвященная идолу, и в то же время разрешает покупать и есть «все », ч ...