Религия Египта
Страница 3

Материалы » Религии мира » Религия Египта

Осирис (Озирис), которого мы упомянули, также относится к главным египетским богам, более того, он являет собой один из ранних типов умирающего и воскресающего божества, известного многим религиям мира. История Осириса достаточно романтическая и исполнена необычайного. Осириса убил его брат, бог Сет. Сет расчленил его тело на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту. Однако супруга Осириса, Исида (Изида), разыскала их и сложила вместе, тем самым создав первую в мире мумию. Исида рыдала над телом своего мужа в облике прекрасной нильской голубки. Оставаясь мертвым, Осирис, тем не менее, сумел вступить в брачную связь с Исидой и у той впоследствии родился сын – бог Гор. Через 350 лет Гор возмужал, вступил в борьбу с Сетом и победил его. Воскрес и Осирис, но он остался владыкой мира усопших.

Воскресение Осириса стало связываться с весенним воскрешением природы; на изображениях из тела лежащего, но готового воскреснуть, Осириса прорастают стебли злаков.

Этот миф об Осирисе записал древнегреческий историк Плутарх на рубеже I-II вв. н. э.

Царство Осириса весьма значимо для древних египтян, загробной жизни они уделяли самое пристальное внимание. При этом, судя по их заупокойным молитвам, они не искали «хорошего перевоплощения», у них была иная цель, пожалуй, более величественная: они хотели победить власть времени и, подобно обновляющемуся солнцу, пройти путь от старца (заходящего солнца) до младенца (утреннего солнца). Поэтому египтяне так спокойно относились к смерти: они готовились к таинственному отплытию в вечность, проходили посвящение в мистериях, строили гробницы и заупокойные храмы.

Вот текст, дошедший из третьего тысячелетия до н. э.: «Смерть для меня теперь как запах благовоний, как странствие под парусом, когда веет ветер. Смерть для меня – как лотосовый аромат, как достигнутый берег страны упоений…».

Религия египтян ушла в прошлое. Но в христианской религии, особенно на ранних ее этапах, многое объясняется именно в контексте египетской традиции, египетской символики. Так, живописное искусство христианских иконописцев, несомненно, учитывает особенности египетского изображения – та же плоскостность, та же условность образов, схематизм в изображении строений. Это такое же условное искусство. При этом, надо иметь в виду, что египтяне умели рисовать вполне реалистично, знали перспективу, но отказались от этого, ради символической условности. Некоторые археологические находки показывают, что сама техника иконописи родилась в Египте. В оазисе Файюм найдены захоронения, в которых нет прежних саркофагов, но в могилу помещались дощечки с идеализированными портретами усопшего. Эти портреты очень напоминают лики, изображаемые на иконах.

Надо иметь в виду, что первые христианские монастыри, сам институт монашества, возникает в первые века христианства на территории Египта. Тем самым конец одной из древнейших религий и становление новой проходили бок о бок, ибо старая религия египтян дожила до середины первого тысячелетия новой, христианской эры.

Пострижение в монахи означает как бы смерть мирянина и рождение нового человека – христова воина. Недаром у него появляется новое имя. Также в старых египетских мистериях человек символически умирал, чтобы родиться для вечности.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении в его характерных аспектах
В настоящей главе нашей работы мы попытаемся дать аналитический обзор некоторых характерных черт учения прп. Симеона об обожении, которые придают этому учению совершенно неповторимый оттенок. В первом параграфе мы рассмотрим учение прп. Симеона об обожении в контекст ...

Языческие обряды, приметы и суеверия у современных славян
Понятия о нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тот общий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующих у людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в то же время является в том ...