Ислам
Страница 4

2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз»

3 — Сунна: Сунны намазов и молитв

4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост.

5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

6 — Макрух: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом.

7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям.

Предусмотренные шариатом наказания (араб.— худуд)

Коран предусматривает публичность наказания (Коран, 24:2) и обязательное наличие не менее четырёх свидетелей (Коран, 24:4)

o Побитие камнями (раджм)

o Уcекновение головы мечом (Коран, 47:4)

o Отсечение руки за воровство (Коран, 5:38)

o 100 ударов за прелюбодеяние (Коран, 24:2)

o 80 ударов за лжесвидетельство (Коран, 24:4)

o Штраф за непредумышленное убийство (Коран 4:92)

В настоящее время в исламе наблюдается «исламский фундаментализм» — идеология, декларирующая необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг.

Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран. В ряде других фундаменталистские движения действуют в качестве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы терроризма.

Крайняя антизападная направленность исламских фундаменталистов приводит к отрицанию ими: равенства полов, свободы совести, а также считают недопустимым существование светских государств для мусульман. Фундаменталисты критикуют современную систему образования, выступая за наращивание в учебных программах доли предметов религиозного характера, а также за раздельное обучение разнополых учащихся.

Модернизация долгое время в исламских и вообще в незападных странах воспринималась как вестернизация, т. е. заимствование западного опыта, западных ценностей и институтов. Исламские фундаменталисты призывают вернуться к правовым и бытовым нормам шариата, теократическому правлению и крайне негативно относятся к западным секуляристским традициям, западным социально-политическим институтам и ценностям.

Кроме того, негативное восприятие Запада связано и с историческим прошлым — многочисленными вооруженными конфликтами между христианами и мусульманами, колониальной политикой западноевропейских государств. И в современном мире странам Запада принадлежит лидирующая роль в экономике и политике, они доминируют в информационно-культурном пространстве, а многие мусульманские страны остаются бедными. Поскольку Запад часто ассоциируется именно с Соединенными Штатами Америки, то антизападные настроения трансформируются в антиамериканские.

Исламский фундаментализм чаще всего и ассоциируют с исламским терроризмом. Это не совсем верно, поскольку сам по себе фундаментализм в любой сфере не требует обязательного использования экстремистских средств для достижения поставленных на его основе целей. Не всякий фундаменталист является радикалом и тем более террористом, и не всякий террорист вдохновляется идеями религиозного или политического фундаментализма. Но все же исламский фундаментализм может быть идейной основой терроризма, потому что на его почве могут возникать и крепнуть те настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Мифы о Этане и Адапе
В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия. Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни") Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутс ...

Зороастрийский календарь
Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последн ...