Религия в современном мире
Страница 2

Материалы » Религии мира » Религия в современном мире

4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

Среди молодежи верящих в колдовство и оккультизм в 2-3 раза больше по сравнению с теми, кому старше 55 лет.

Можно привести следующие убедительные результаты опроса возрастных групп (в процентах), которые верят в колдовство, магию и т.д.:

Миросозерцание большинства представителей современной молодежи весьма противоречиво и неустойчиво. Здесь наряду с широким распространением прагматических взглядов не ценности жизни встречаются явные суеверия. Рационализм, увлечение аудиотехникой и компьютерами зачастую совмещаются с мистическими исканиями.

На смену материалистической картины мира по разным каналам телевидения и другим средствам массовой информации в сознание людей привносятся различные виды религиозно-мистического мировосприятия.

В более широком плане активное распространение нетрадиционных религий можно объяснить несколькими существенными причинами. И прежде всего это общее состояние духовной культуры нашего общества, которое отличается глубоким упадком. В духовной культуре нашей страны образовался определенный вакуум, который благодаря деятельности средства массовой информации, активно заполняется всяческими суевериями и мистическими учениями.

В кризисные периоды развития общества, как правило, возрастает интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября 1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди называли (данные в процентах):

Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность инопланетян на земле (7%)1.

Новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.

Официально признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.) могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г. Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету.

По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти пятимиллиардного населения Земли составляли верующие: христиане — 1 млрд. 400 млн., из них католики — около 800 млн., протестанты — 400 млн., православные — около 200 млн.; буддисты—около 300 млн.; индуисты — около 600 млн.; мусульмане — около 800 млн.; приверженцы конфуцианства — около 300 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них “религиозный рынок” предлагает сегодня сотни культов и религий.

Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих — хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного уровня религиозности. Проведенные в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, “как они его понимают”. Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, — не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум. Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть. В западных странах заметно падает влияние церкви на политическую и гражданскую жизнь. Религия утратила свою прежнюю монополию на объяснение природной и социальной реальности, перестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, интегрирующим различные слои. Основными интегрирующими факторами стали политика, право и рынок. Вместе с тем приведенные данные социологического анализа выявляет более сложную картину. Опросы населения в западных странах показывают, что более 70-80 % населения в той или иной степени верят в некоторое божественное начало. В тех же странах, особенно в США, в дополнение к традиционным церквам существуют и продолжают возникать сотни сект и религиозных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Влияние на христианство
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против до ...

Жертвоприношения
Жертвы когда-то Приносили реальные, но для избежания больших затрат в китайской религии довольно рано установился своеобразный символизм: вместо настоящих вещей приносили в жертву изображения этих вещей, вырезанные из бумаги (бумажные деньги, бумажные съестные припасы ...