Различия между суннизмом и шизмом
Страница 1

Материалы » Суннизм и Шиизм » Различия между суннизмом и шизмом

C

уннизм

Шиизм

Отношение к Пророку

.

Для суннитов Мухаммад был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь правоверных с Аллахом.

Шииты воспринимают Пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделённую сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам.

Отношение к Али

.

Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, не приемлют идею о “божественной” природе Али и праве его потомков на духовное верховенства в мусульманской общине.  

Для шиитов важна святость Али, чей авторитет базировался как на родственной близости к Пророку, так и на личных качествах, благодаря которым наследственная благодать, выпавшая на долю Мухаммада и Али, становиться ещё более весомой и неопровержимой. Вот почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено в их учении был со временем обожествлён ими не менее, чем Пророк, а в некоторых шиитских сектах даже больше.

Коран

.

Коран был канонизирован при третьем “праведном” халифе `Усмане, сунниты до сегодняшнего дня придерживаются именно этого текста Корана.

Приняв канонический текст Корана в его усмановской редакции, шииты не были удовлетворены им потому, что в нём не отражена роль Али. Якобы 666

ссур, отражающие роль Али, были выкинуты из Корана суннтами. Существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры “Два светила”, в которой Мухаммад и Али поставлены рядом. Шииты верят, что истинный текст Корана, известный святым имамам, появиться вместе с Махди, после чего правда и справедливость восторжествуют.

Сунна

.

Сунна была зафиксирована в хадисах. Сунниты признают достоверность канонических сборников хадисов. Всего существует шесть

общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Шииты признают значительную часть хадисов сунны. В противовес остальным они создали собственные предания – хабара (ахбары

). Шиитские ахбары (араб. известия, сообщения) более позднего происхождения по сравнению с сунницкими. Их своеобразная канонизация относится к X

XI вв. Сборники их являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Содержание хадиса иди ахбара делится на две части: сначала идет иснад

(опора), то есть как бы ссылка на источник рассказа, в которой перечислены лица, передавшие его. Далее идет матн

(текст) предания. Так вот, для шиитов очень важен иснад , ибо они признают только тот матн, который опирается на свидетельство близкого родстввенника Мухаммада. Шииты как бы создали нечто вроде «родственнической» апологии в исламе, явились, как заметил французский исламовед Анри Массэ, мусульманскими легитимистами. Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммада – заведомым противникам Али. Из шиитских собирателей мусульманского священного предания прославились Мухаммад аль-Куммии (ум. 903

г.), аль-Кулайни (ум. 939

г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8

г.).

Шахада

.

"Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его.»

К шиитской шахаде добавлены слова, что Али – наместник Аллаха.

Хадж

.

Мекка и Медина.

Кроме Мекки и Медины шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу - место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед (Иран) - к гробнице имама Али ар-Ризы, Казимейн, Кум.

Культ мученичества

.

На культ мученничества, усиленно насаждемый шиитским духовенством, сунниты смотрят как на ересь. Шииты же считают лишь свои верования истинными. Все это усиливает политические разногласия меджу общинами суннитов и шиитов в арабских странах, сеет подозрения у арабов по отношению к Ирану.

Имамы

.

По представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свойствами и нуждается в дополнительных источниках власти, каким, например является иджма.

Шииты наделяют своих имамов сверхъестественными качествами и считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках власти.

Духовные титулы

.

Разнятся меэду собой духовные титулы сунитских и шиитских богословов – правоведов (улемов

), имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий

(например у турок), шейх аль- Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла

, моджтахед

(например у персов). Это различие отражает и существо подхода к решению тех или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед (по арабски - ааайтуллах и муджтахид) - орудие "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить решение только исходя из прецендента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким неприрекаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства: некоторые моджтахеды критиковали шаха.

Праздники

.

"ид аль-адха

" - праздник жертвоприношения (10

числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр

" - праздник разговения (1-2

числа месяца шавваль), "маулид ан-наби

" - день рождения пророка (12

числа месяца раби аль-авваль), "мирадж

" - ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27

числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр

" -ночь предопределения (27

числа месяца рамадан)

День рождения Али (13

раджаба), день рождения Хусайна (13

шаббана), день рождения 12 имама (15 шабана),

Особый поминальный цикл: дата гибели Хусейна (10

мухаррама), 28

сафара отмечается день смерти Мухаммеда, 19 рамадана -день ранения Али, 21

рамадана - день смерти Али, 1 шавваля - день смерти шестого имама Джафара ас-Садика. Особые моления происходят 20

сафара - в сороковой день смерти Хусейна, 13 джу-мада аль-уля - в день кончины Фатимы, “уш-ид уль-газир

” (18 зу-ль-хиджа). Особая траурная декада ашура, связанная с осадой отряда Хусайна и его гибелью.

Шииты широко празднуют Ноуруз

(Новый день, Новый год) весной, 22-23

марта; праздник восходит к доисламским обрядам возрождения природы.

Мечеть

.

Для суннитов мечеть – молельный дом.

Для шиитов мечеть – место, где они могут собраться, поговорить о религии, обменяться мнениями и т.д.

Суннитский ислам запрещает изображать людей и животных. У шиитов это предписание исполняется не так строго.

В отличие от суннитов, у шиитов сохранился институт временного брака.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Дхарма – закон, истина, путь
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, кото­рую он открыл всем существам. «Дхар-ма» буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма» оз­начает в буддизме моральную доброде­тель, прежде всего — ...

Суд Божий. Вечность мучений и вечность блаженства
По воскресении Неплюев Н.Н. признает страшный Божий суд, после которого каждого ожидает определенный удел. Неплюев мыслит адские муки порочного сообщества, как логическое следствие их безрассудной жизни. Они сами устраивают себе ад, избирая свой путь без Бога. Замеча ...