Различия между суннизмом и шизмом
Страница 1

Материалы » Суннизм и Шиизм » Различия между суннизмом и шизмом

C

уннизм

Шиизм

Отношение к Пророку

.

Для суннитов Мухаммад был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь правоверных с Аллахом.

Шииты воспринимают Пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделённую сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам.

Отношение к Али

.

Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, не приемлют идею о “божественной” природе Али и праве его потомков на духовное верховенства в мусульманской общине.  

Для шиитов важна святость Али, чей авторитет базировался как на родственной близости к Пророку, так и на личных качествах, благодаря которым наследственная благодать, выпавшая на долю Мухаммада и Али, становиться ещё более весомой и неопровержимой. Вот почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено в их учении был со временем обожествлён ими не менее, чем Пророк, а в некоторых шиитских сектах даже больше.

Коран

.

Коран был канонизирован при третьем “праведном” халифе `Усмане, сунниты до сегодняшнего дня придерживаются именно этого текста Корана.

Приняв канонический текст Корана в его усмановской редакции, шииты не были удовлетворены им потому, что в нём не отражена роль Али. Якобы 666

ссур, отражающие роль Али, были выкинуты из Корана суннтами. Существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры “Два светила”, в которой Мухаммад и Али поставлены рядом. Шииты верят, что истинный текст Корана, известный святым имамам, появиться вместе с Махди, после чего правда и справедливость восторжествуют.

Сунна

.

Сунна была зафиксирована в хадисах. Сунниты признают достоверность канонических сборников хадисов. Всего существует шесть

общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Шииты признают значительную часть хадисов сунны. В противовес остальным они создали собственные предания – хабара (ахбары

). Шиитские ахбары (араб. известия, сообщения) более позднего происхождения по сравнению с сунницкими. Их своеобразная канонизация относится к X

XI вв. Сборники их являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Содержание хадиса иди ахбара делится на две части: сначала идет иснад

(опора), то есть как бы ссылка на источник рассказа, в которой перечислены лица, передавшие его. Далее идет матн

(текст) предания. Так вот, для шиитов очень важен иснад , ибо они признают только тот матн, который опирается на свидетельство близкого родстввенника Мухаммада. Шииты как бы создали нечто вроде «родственнической» апологии в исламе, явились, как заметил французский исламовед Анри Массэ, мусульманскими легитимистами. Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммада – заведомым противникам Али. Из шиитских собирателей мусульманского священного предания прославились Мухаммад аль-Куммии (ум. 903

г.), аль-Кулайни (ум. 939

г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8

г.).

Шахада

.

"Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его.»

К шиитской шахаде добавлены слова, что Али – наместник Аллаха.

Хадж

.

Мекка и Медина.

Кроме Мекки и Медины шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу - место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед (Иран) - к гробнице имама Али ар-Ризы, Казимейн, Кум.

Культ мученичества

.

На культ мученничества, усиленно насаждемый шиитским духовенством, сунниты смотрят как на ересь. Шииты же считают лишь свои верования истинными. Все это усиливает политические разногласия меджу общинами суннитов и шиитов в арабских странах, сеет подозрения у арабов по отношению к Ирану.

Имамы

.

По представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свойствами и нуждается в дополнительных источниках власти, каким, например является иджма.

Шииты наделяют своих имамов сверхъестественными качествами и считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках власти.

Духовные титулы

.

Разнятся меэду собой духовные титулы сунитских и шиитских богословов – правоведов (улемов

), имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий

(например у турок), шейх аль- Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла

, моджтахед

(например у персов). Это различие отражает и существо подхода к решению тех или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед (по арабски - ааайтуллах и муджтахид) - орудие "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить решение только исходя из прецендента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким неприрекаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства: некоторые моджтахеды критиковали шаха.

Праздники

.

"ид аль-адха

" - праздник жертвоприношения (10

числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр

" - праздник разговения (1-2

числа месяца шавваль), "маулид ан-наби

" - день рождения пророка (12

числа месяца раби аль-авваль), "мирадж

" - ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27

числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр

" -ночь предопределения (27

числа месяца рамадан)

День рождения Али (13

раджаба), день рождения Хусайна (13

шаббана), день рождения 12 имама (15 шабана),

Особый поминальный цикл: дата гибели Хусейна (10

мухаррама), 28

сафара отмечается день смерти Мухаммеда, 19 рамадана -день ранения Али, 21

рамадана - день смерти Али, 1 шавваля - день смерти шестого имама Джафара ас-Садика. Особые моления происходят 20

сафара - в сороковой день смерти Хусейна, 13 джу-мада аль-уля - в день кончины Фатимы, “уш-ид уль-газир

” (18 зу-ль-хиджа). Особая траурная декада ашура, связанная с осадой отряда Хусайна и его гибелью.

Шииты широко празднуют Ноуруз

(Новый день, Новый год) весной, 22-23

марта; праздник восходит к доисламским обрядам возрождения природы.

Мечеть

.

Для суннитов мечеть – молельный дом.

Для шиитов мечеть – место, где они могут собраться, поговорить о религии, обменяться мнениями и т.д.

Суннитский ислам запрещает изображать людей и животных. У шиитов это предписание исполняется не так строго.

В отличие от суннитов, у шиитов сохранился институт временного брака.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Объединение страны и общеегипетские боги
Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был ...

Суфизм
Наряду с официальным исламом суннитского толка, как его представляет османская власть, существует «другой ислам», устанавливающий иные отношения между человеком и божеством, более конкретные и основанные на чувствах, ислам, не такой явный, всегда покрытый некоей тайно ...