Религии разных эпох. Политеизм
Страница 2

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религии разных эпох. Политеизм

Другая пара олицетворяла пустыню, вечно враждующую с Египтом. Ежегодно во время засухи пустыня побеждает, и Нил, входя в узкие берега, скрывается среди океана песков. Страждет бог, страждет и человечество, пока на следующий год новое проявление божественной силы не возбудит людей к новой жизни. Это новое проявление получило специальное имя Гора, воцарившегося после победы над Сетом, умертвившим его отца Осириса. Осирис сошёл в подземное царство, чтобы сделаться там судьей. Многие номы (провинции) избрали своим покровителем его или его сестру-жену, и каждый хвалился тем, что обладает его гробницей. Ввиду этого возник миф о рассечении тела Осириса на части, разбросанные по всему Египту, о поисках Изиды, о плаче её, о погребении каждой отдельной части на месте её нахождения в том или другом номе, о рождении чудесным образом Гора и т.п.

Во время Нового царства фиванские фараоны распространили культ Амона, которого считали своим покровителем. Впоследствии Амон был даже сопоставлен с Тумом-Ра. Почитание сокровенного бога, представляемого в виде живительного солнца, но не совпадающего с солнцем вещественным, было большим прогрессом религии, тем более что параллельно с ним замечается стремление к упрощению пантеона и слиянию других божеств с верховным в виде его проявлений. Немало также способствовал упрощению пантеона принцип триад, по которому бог с супругой и сыном признавался как бы одним целым: сын считается проявлением отца, с которым отожествлялись отцы других триад, равно как с матерью и сыном – матери и сыновья. Тождество отца с сыном, выразившееся в формуле, называвшей того или другого бога «супругом матери», было выражением божественной вечности и бесконечности. Но и господству Амона наступил конец с упадком Фив. XXII династия Бубастидов была ревностной поклонницей своей родной богини Бает, местной формы Гатор, Птах и Сохмет – богинь любви и брачного плодородия.

Саисская династия распространила по всему Египту культ своей покровительницы Нейт. Наконец, Птолемеи придумали своеобразную унию египетской и греческой религии, дав Осирису греческий облик под именем Сераписа, и стараясь (что делалось и раньше) сопоставлять свои божества с египетскими (например, Амона с Зевсом, Тота с Гермесом, Осириса с Дионисом, Гатору с Афродитой, Гора с Аполлоном, Нейт с Афиной и т.д.). Таким образом, о дальнейшем стремлении к очищению религии не могло быть и речи. Напротив, она все менее и менее удовлетворяла народ. Во-первых, она была лишена всякого изящества и возвышенности. Египтяне не только не были чужды семитическому фетишизму, поклоняясь в Бузирисе столбу «дед», но развили у себя другой род фетишизма – культ животных-символов и воплощений божеств. Например, бык – символ мужской силы под именем Аписа, считался воплощением Пта-Секар-Осириса. Баран по той же причине был посвящён Амону и Хнуму, ибис, предвещавший своим прилётом наводнение, – богу меры и числа Тоту, крокодил – богу зноя Себаку, шакал и гиена, блуждающие по кладбищам, – подземному богу Анубису и т.д.

Женским божествам посвящались коровы (Изиде, Гатор) или животные кошачьей породы (Баст, Птах и др.) как символы плодородия. Эти животные содержались при храмах, им посвящался определённый культ, после смерти их торжественно погребали. Простой народ считал именно их божествами. Древнеегипетская религия была относительно равнодушна к нравственности народа. В её мифах боги были бесстрастны, а культы лишены всякого нравственного и назидательного элемента.

Ежедневное богослужение состояло в одевании и кормлении статуи бога с произнесением определённых магических формул, а праздничное – в процессиях со статуей бога, заключённой в ковчег, которую несли на плечах жрецы или возили на священной барке по Нилу или храмовому озеру, а также в определённых мистических действиях, воспроизводивших тот или другой миф. Жрецы были фактически государственными чиновниками. Настоятели храмов, ограниченные «советами», были настоящими чиновниками; титулы их часто не имели ничего общего с религией.

Распространение ислама среди арабских племён оказало влияние и на египтян, среди которых к этому времени было довольно много христиан. После завоевания Египта (641), арабы предоставили Египту церковную независимость. Тем не менее ислам в скором времени почти вытеснил христианство [5, c. 334].

Индуизм. Истоки индуизма восходят к наивно-мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. Индуизмом же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в I тысячелетии н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и индуизм представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления. В религиозной философии выдвинута идея триединства: имеющий абстрактный характер Брахман и два главных бога индуизма – Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй – её охранителем, третий – её разрушителем.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Перевод Уильяма Тиндэйла
В XVI в. Уэльский реформатор Уильям Тиндэйл (1494 -1536) задумывает вновь перевести Библию на английский язык и принимается в 1523 г. за перевод Нового Завета. Он обосновывает свой проект обычным в таких случаях аргументом – поиском истины. Но, кроме того, его цель – ...

Культы общинно-родового строя
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усоверше ...