Религии разных эпох. Политеизм
Страница 3

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религии разных эпох. Политеизм

Уже в VIII – VI вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии и другие факторы породили множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось несоблюдение кастовых предписаний, внешней обрядности и ритуалов, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление философских комментариев к Ведам, философско-этических текстов в эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна», а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длительного процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю вторую половину I тысячелетия до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, которая обычно и называется собственно индуизмом.

В основе индуизма лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религиозного культа служили многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например, река Ганг в районе Варанаси), но главным образом – местные алтари. Руководителями и наставниками выступали жрецы храма, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершались перед домашним алтарём главой семьи.

Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество их имён. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны. Все мужские божества имели жён – богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви – жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также национальным божеством в Бенгалии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество. Индуизму и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т.п. В индуизме почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы – воздаяния за совершённые поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений – мокша. Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений индуизма. Священные книги индуистов – Веды – начали складываться в середине II тысячелетия до н. э. Веды представляли собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга, они содержат основные принципы жизни верующих, связанные с драхмой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Важнейшую часть Вед составляют четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарведа [5, c. 332].

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме: