Заключение
Страница 2

Перспективы социологии религии в стране, по крайней мере ближайшие, неутешительны. Нет кадров, и они не готовятся. Крайне скудна литература, появившиеся в последние годы немногочисленные публикации существенно этой ситуации не изменяют [17,18 с. 22-31].

Перспективы отечественной социологии религии достаточно проблематичны и потому, что помимо общих трудностей, переживаемых сегодня наукой, ей в России еще приходится заниматься самоутверждением и в научном сообществе, и в общественном сознании. Начинать почти заново, со скудным наследством – дело трудное, но в противном случае остаются открытыми вопросы и о реальном состоянии религии в сегодняшнем российском обществе, и о будущем религии в перспективе его развития.

Все же хочется верить, что отечественная социология религии будет развиваться. Быть может, за это нелегкое, но стоящее дело возьмется кто-то из тех, кто прочитает эту книгу. Помимо индивидуальных склонностей, здесь требуются общественные предпосылки, прежде всего – не отягощенное никакими комплексами состояние духа, свобода видеть в религиозной сфере вещи такими, какие они есть.

Дальнейшее развитие социологии религии диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает сегодня религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.

Для России сегодня важна также прикладная проблематика религии, т.е. накопление эмпирических данных о религиозной жизни в различных ее аспектах и выходах на демографические, этнические, образовательные и другие проблемы современного российского общества. Отсутствие подобной эмпирической основы, естественно, приводит к тому, что религиозный фактор зачастую как бы сбрасывается со счетов в таких отраслях социологии, как политическая, экономическая, социология образования, семьи и другие, хотя, казалось бы, очевидно, что этого не должно быть, если мы хотим иметь достаточно полную и достоверную картину жизни нашего общества.

Приложение А

Культ как социальный феномен

Аспект рассмотрения

Характеристика

Предмет культовой

деятельности

Материальные вещи, животные, растения, горы, реки, солнце, луна, существа – духи, единый всемогущий бог

Субъект культовой

деятельности

Верующий индивид или религиозная группа. Мотив участия: религиозная вера, чувства, потребности в общении, эстетическом наслаждении.

Содержание культовой

деятельности

Во время отправления культа в сознании участников актуализируются религиозные образы, представления, идеи, догматы. Культ – это своеобразная «драматизация религиозных представлений».

Способы культовой

деятельности

а) элементарные культовые акты – крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц;

б) сложные культовые акты – жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники.

Средства культа

Культовое здание, религиозное искусство, культовые предметы.

Результат культовой

деятельности

Удовлетворение религиозных потребностей;

Общение верующих друг с другом;

Сплочение религиозной группы;

Психотерапевтический эффект (переход от состояний тоски и скорби к внутреннему успокоению);

Получение эстетического наслаждения (от убранство храма, музыки)

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Мифологический анализ
По мнению известного исследователя мифологии М. Элиаде, любой ритуал имеет свою сакральную модель (священный пример), архетип (первообраз, первопример, оригинал). В памятнике древнеиндийской культуры «Читападха Брахмана» указывается: «Мы должны делать то, что делали с ...

Ранние и поздние отцы церкви о священстве
Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем мол ...