Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
Страница 1

Материалы » Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского » Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)

"Когда идет дело о Таинствах Божиих, - говорит отец Иоанн, - не спрашивай внутренно: как это бывает? Ты не знаешь как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь да и не должен знать здесь, как что-либо Бог делает тайно! Тайна Божия тайной и должна для тебя оставаться, потому что ты не Бог и не можешь знать всего, что бесконечно Премудрому, Всемогущему Богу известно. Ты - дело рук Его, ничтожная тварь Его"[85].

"Благоговей всеми силами души перед всеми таинствами и говори в себе о каждом таинстве перед совершением или причащении его: "Это - Тайна Божия, я только недостойный приставник ее или участник"[86]. Отец Иоанн поддерживает необходимость принятия таинств. "Милосердный Господь, - говорит он, - по нашей телесности… привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению. Например, в таинстве Причащения Он Сам весь вселяется в Тело и Кровь; в Покаянии действует через видимое лицо - священника; в Крещении через воду; в Миропомазании - через миро; в Священстве - через архиерея; в Браке - через священника, и венцы венчает Сам; в Елеосвящении - через елей. Эти видимые знаки являются ничем иным, как проводниками невидимой Божией благодати"[87]. Отец Иоанн на протяжение своей жизни множество раз повторял слова Господа: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16, 18). И каждый раз значение этих слов он относил к таинствам, "которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно"[88]. "В таинствах, - говорит святой праведник, - все совершается ради благодати священства, которой облечен, ради Самого Первосвященника Христа, Которого образ носит на себе священник. Поэтому, хотя он и недостойно носит на себе сан, хотя и есть в нем слабости, хотя он мнителен, маловерен или недоверчив, те не менее Тайна Божия совершается вскоре в мгновение ока"[89].

Прежде чем перейти к изложению учения о таинствах, хотелось бы подчеркнуть весьма важную для данной работы мысль. Выше мы изложили жизнь отца Иоанна, охарактеризовали его личность и видим, что отец Иоанн был таким богословом, который не столько говорил и толковал о божественном мире, сколько делал и учил. У него не было дистанции между словом и делом. Все, о чем писал святой пастырь, есть не что иное, как его личный духовный опыт. "Редко кто читает . замечательный дневник "Моя жизнь во Христе", как богословскую книгу. Конечно, в ней нет богословской системы, но есть богословский опыт и свидетельства о нем. Это дневник созерцателя, а не моралиста. И молитва не лирика, не только устремление души, но именно ее встреча с Богом, веяние Духа, духовная реальность", - писал богослов протоиерей Георгий Флоровский[90]. А по свидетельству архиепископа Вениамина (Федченкова), в этой чудесной книге "не надуманные советы проповедника, не холодные размышления богослова, а пережитые восторги тайны познания откровений пречудесных[91].

Духовная жизнь христианина начинается в таинстве Крещения, ибо Крещение - это рождение от воды и Духа (Ин.3,5) - это дверь в Церковь Христову и залог будущего райского блаженства. Отец Иоанн учит: значение таинства Крещения объясняется тем, что одни человеческие усилия и средства оказались недостаточны для уврачевания души, зараженной грехом. И потому премудрость и милосердие Небесного Врача изобрели совершенное врачество - воду святого Крещения. "Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости премудрости и всемогущества Божия, - говорит отец Иоанн, - так и тайна возрождения нашего в Крещении есть таинство, перед которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только бесконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшего грехом до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческого и присвоению Богу совершенно отчужденного и погибающего человека. Никакой ум, не только человеческий, но и ангельский, не мог найти к тому средства"[92]. Отец Иоанн говорит, что именно через Крещение человек становится чадом Божиим. "В Крещении, - пишет он, - мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую, духовную, благодатную жизнь, освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми"[93]. Святой праведник подчеркивает, что в таинстве Крещения человек принимает образ Христов. "Крестившиеся во имя Христа и Святой Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание; словом, в Христово Совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4, 24)"[94]. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3, 27).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социальной общности народов
Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого Разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. ...

Деятельность II Ватиканского Собора. Начало работы Собора
Первая сессия Собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 г. На заседаниях председательствовали по очереди 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, произносимой попеременно на латинском и греческом языках. Однако констру ...