Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
Страница 2

Материалы » Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского » Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)

Прочитав слова святого апостола Павла святого, отец Иоанн восторженно записал в дневнике: "Какое богатство, какая сила в этих словах, какое утешение!"[95].

Говоря о таинстве Крещения, отец Иоанн никогда не оставлял таинство Миропомазания ибо, как учит сей праведник, каждый христианин возродившись для новой духовной жизни в Крещении, нуждается в особой благодатной помощи, необходимой для укрепления и возрастания во Христе. "Вторичное рождение таинственное, которое мы получили Божией милостью в Крещении, мы и должны хранить в себе со всем усердием и не оскверняться всякими страстями, быть мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим.6,11), всеми силами противясь нападению или прилогам всяких страстей, храня в себе образ Божий и достигая подобия Божия, получив в Миропомазании Духа Святого для вспомоществования и укрепления наших сил"[96]. Христианин должен заботиться о своем духовном воспитании, для которого он и возродился в святой купели Духом Святым и восприял пакибытие духовное и запечатлен миром или печатью Духа Святого"[97].

При всем благоговейнейшем отношении ко всем таинствам Церкви, пожалуй, к таинству Священства отец Иоанн относится особо, и это он доказал своей жизнью, понимая, что для того, чтобы быть иереем по чину Мелхиседекову, необходимо воспринять благодать священства.

Однако отец Иоанн осознавал, что, при всей данной ему власти, священник остается лишь посредником между Богом и человеком, и таинства совершаются через него Господом. "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф.28, 18). Этой властью Господь поставляет пастырей Церкви - священноначальников и подчиненных им пастырей: священников и диаконов; совершает все таинства: " . Крещение или обновление водой и Духом, Миропомазание или преподание Духа Святого; претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою Духом Святым; отпущает грехи Духом Святым, благословляет союзы мужей и жен; врачует болезни в таинстве Елеосвящения; этой всесильной властью сохранил Он Церковь Свою в первые века ее существования, века страшных гонений и мучений Его последователей, укрепив и сделав непобедимыми святых своих всеми муками и чудно прославив их, - и хранит доселе и будет хранить до скончания века; этой всесильной властью Он ныне защищает и избавляет каждого из нас от грехов и врагов видимых и невидимых"[98].

Говоря о том, что священник получает особую благодать в таинстве священства, отец Иоанн подчеркивает, каким должен быть пастырь стада Христова. "Будьте как адаманты тверды", - поучает он ибо всероссийский старец, будучи твердо убежденным в том, что священник - посредник между Богом и человеком, ужасается, какая власть дается человеку в таинстве священства. "Священник велик во время совершения служб дневных, особенно при совершении таинств; он облечен величайшим от Бога полномочием, всесилен и может умолить Бога о всем мире"[99].

Какое великое до необъятности дело вверено священнику на земли! Ему поручено воспитание и руководство искупленных кровью Сына Божия душ человеческих; а для этого какая нужна любовь, какое самоотвержение какое терпение, какая жизнь, какой добрый пример! Ему вверено совершение таинств Божиих: Крещения, Миропомазания, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Божию и причащение ими верных, совершение таинств Брака и елеосвящения! Как он должен быть сам небесен на земле! Как прост!"[100]. Пожалуй, меньше всего учит отец Иоанн о таинстве Елеосвящения. Мы ничего не встретим в литературе о совершении им этого таинства. И не потому, что великий старец не верил в его силу; напротив, отец Иоанн очень сожалел, что в народе неправильно понимают значение этого таинства. "К сожалению, писал отец Иоанн, - на это таинство в обществе смотрят еще раннее, чем на таинство Причащения. - Соборованный, говорят, не может жениться и не может есть мяса, - нелепые рассуждения. "Собороваться можно один раз в жизни", "соборовать нужно перед смертью" . Все это нелепо, неприлично для христианина. Пусть эти люди откроют соборное послание апостола Иакова, главу пятую и прочитают, что написано там (Иак.5, 14-16)"[101].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови. С одной стороны поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а ...

Атеизм
АТЕИЗМесть отрицание существования личного Бога. Так как с понятием Бога имеют дело религия и философия, то термин “А.” применяется и в той, и в другой; но разграничение области религии от философии - дело весьма трудное, и перечисление видов А. весьма затруднительно. ...