Формирование Англиканской церкви и становление вероучения
Страница 2

Материалы » История и структура англиканской церкви » Формирование Англиканской церкви и становление вероучения

В 1530 запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначается генеральным викарием в церковных делах.

Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования (1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма эта часто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит к королю.

В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принят билль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет [6, с. 77].

первая вероисповедная формула, принятая в Англиканской церкви, зафиксирована в т.н. «десяти статьях» 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трёх символов веры и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трёх таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется «Наставление христианина», конкретизирующее положения «10 статей». В 1539 парламент принимает документ, названный «6 статей». Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. В 1543 было обнародовано «учение, необходимое для каждого христианина», где делается шаг в сторону католицизма.

При сыне Генриха Эдуарде VI (1547-1553) преобразование догматики и богослужения набрало новые обороты. В 1549 была выпущена «Книга общих молитвословий» (плод труда, в основном, архиепископа Томаса Кранмера), пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь являющаяся в Англиканской церкви служебником, в который введена и догматика. догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году «42 статьи», провозгласившие, среди прочего, что: учение Св. Писания достаточно для спасения; Никейский, Афанасиев и Апостольский символы веры должны быть признаны, потому что могут быть во всём их содержании доказаны из Св. Писания; учение о сверхдолжных делах нечестиво; вселенские соборы могут погрешать и погрешали; из таинств признавать должно только крещение и вечерю Господню; пресуществление не может быть доказано из Св. Писания; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными и т.д. В основе этих статей лежит Аугсбургское исповедание веры.

Обнародование этих двух документов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Мария Тюдор (1553-1558), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли репрессии против протестантов. Но уже Елизавета I (1558-1603) отказалась от возрождения католичества в Англии, выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и католиков. Пересмотренная «Книга общих молитвословий» была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру «42 статьи».

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Этапы творчества
Первый этап (386-395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против академиков" [то есть скептиков, 386 г.], "О порядке" [386 г.], "Моно ...

Освобождение
Круговорот бытия - это оковы, а освобождение означает свободу от оков. Как объяснялось выше, причины круговорота бытия - омраченные действия и скверны. Если корни скверн устранены и если новые действия не накапливаются, то, поскольку уже нет скверн, которые могли бы а ...