Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы. Идея противоречивости человека у апостола Павла в послании "К римлянам" (Рим., 7:15-23)
Страница 2

Материалы » Феномен двойничества в христианской антропологии » Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы. Идея противоречивости человека у апостола Павла в послании "К римлянам" (Рим., 7:15-23)

Каргель же думает, что эта фраза имеет следующий смысл: мои намерения всегда идут навстречу самому лучшему. Я стараюсь, но получается всегда наоборот. Между моими желаниями и действиями всегда находится противоположность, хотя и стараюсь их согласовывать и эта противоположность непреодолима. Как только я пожелаю что-нибудь доброе, то является во мне что-то, которое начинает торговаться и уже не хочется исполнить задуманное, и постепенно ничего не остается от доброго намерения и я его не исполняю. Свои плохие поступки ненавижу, очень хочу их никогда не повторять, но все равно повторяю. Внезапно возникает мысль, за ней побуждение, потом нечистое предложение или мне встречается неприятное зрелище и не прекращается, преследует меня, пока я больше не могу противиться, и я побежден. Все добрые намерения и обещания с моей стороны, мои молитвы не помогают, потому что несмотря на все это - годами все оставалось в одном и том же положении.

Следующий стих из послания: "Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр." (Рим., 7:16) святитель Феофилакт истолковывает, что человек по природе знает как нужно себя вести, знает закон, и предаваясь пороку делает это вполне разумно, а не в состоянии сумасшествия.

Каргель в свою очередь считает, что из ужасного разлада в обращенном, но плотском человеке, из мучительного противоречия между желанием и действием становится ясным, что волей своей человек солидарен с законом Бога. Желание он имеет, но если бы все происходило по его воле, то он жил бы рука об руку с законом. Не было бы разлада и противоречий среди обращенных с законом Бога, если бы не было еще кого-то другого и этот самый другой не добился бы опять одержания верха.

"А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе." (Рим., 7:17-18) блаженный Феофилакт изъясняет слова апостола следующим образом: грех заставляет человека творить зло, точнее живущее в человеке тяготение ко греху- "мучительство греха", но не плоть. Так как человек сотоит из двух частей: души и плоти,то плоть является рабой души, которая (душа) властвует над всем, поэтому чего захочет душа, то и будет делать тело, и те кто говорит что все зло исходит от плоти заблуждаются.

Каргель этот момент понимает так: Действие и исполнение того, что человек не желает, исходит не от его, нового "Я", но от другого "Я", которое взяло верх и добилось господства, после того, как ожил принцип греха, от которого исходит все зло. Эта бездна погибели действует в человеке против его воли и Божественного закона и он не в состоянии преградить ей путь. Это изображение нового человека, что не он совершает нечистое и греховное, это грешит не новый человек, но старый рядом с ним, который предан был смерти, и в котором нет ни малейшей части добра, опять ожил и стал действовать, но апостол вовсе не отрекается от вины и греховной ответственности. Он рисует и освещает достойную сожаления и бесполезную борьбу между двумя "Я", в которой Христос никакого участия не имеет, ибо без Христа новому человеку никто и ничто не помогает в борьбе со старым человеком, если даже он желает добра, согласуется с законом, ненавидит зло и никогда сам не делает зла, грех все же неудержимо продолжает его себе подчинять.

"Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех." (Рим., 7:18-20) святитель Феофилакт полагает, что словом "не нахожу" апостол обозначил нападение греха, он снимает вину с существа плоти и души, приписывая ее порочной деятельности и воле, когда говорит "которого не хочу", то снимает вину с души, а словами " уже не я делаю" вину с тела. Грех порождает зло, т.е. грехолюбивая воля, она не была содана Богом, это чисто человеческое проявление, не смотря на то что сама по себе воля это творение Бога.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Особенности учения. Идея единого Бога
Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, эт ...

Суннизм.
Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским “правоверием”, то есть считается орт ...