Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы. Идея противоречивости человека у апостола Павла в послании "К римлянам" (Рим., 7:15-23)
Страница 3

Материалы » Феномен двойничества в христианской антропологии » Святоотеческое учение о двойничестве человеческой природы. Идея противоречивости человека у апостола Павла в послании "К римлянам" (Рим., 7:15-23)

У Каргеля мы находим следующее объяснение: желание добра, уже есть добро, так как это признак нового человека, с которым Господь его создал, Новый человек имеет в себе только это качество и больше ничего.Новый человек так бессилен, что доброе он может только желать но не исполнять, ему во всем мешает ветхий человек. Такое бессилие нового человека по отношению к старому происходит от того, что он ему противопоставлен один вне Христа. Если нет Христа, то это печальная борьба без Него или вне Его, поэтому происходит поражение, будет происходить до тех пор, пока новый человек не вернется ко Христу, который для него является жизнью.

"Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое." (Рим., 7:21) святитель Феофилакт считает, что данный стих не очень ясный, в нем чего-то не хватает. Объясняет он его так: в человека изначально вложено доброе начало и он желает совершать добро, которое защищает также и закон, но некая сила заставляет совершать зло, следовательно злое начало не исчезает. Однако святитель предлагает еще вариант истолкования этого непростого стиха, на основании толкования святителя Иоанна Златоуста: закон дан человеку, желающему делать добро, так как закон существует только для желающих делать добро, как для желающих того же, чего желает и он(закон).

Каргель же толкует это место так: человек, в своем новом "Я" имеет некий чудесный закон, который состоит в том, чтобы желать только доброе. Однако, апостол, говоря об этом законе, имеет ввиду не сборник заповедей вроде синайского закона, но внутренний принцип, который действует как законы природы, и этот закон действует всегда точно и без отклонений, этот закон свидетельствует о том, что человек сотворен Богом, и он (закон) действует до тех пор пока на него не подействует другой закон, сильнее его так как рядом с законом добра в человеке (личности), есть злое, совершенно противоположное доброму, и оно постоянно присутствует. Следовательно человеческая сущность состоит из двойного "Я". Это выявляется посредством доброго закона.

"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Рим., 7:22-23) святитель Феофилакт толкуя данные стихи говорит, что человеку был известно добро и до закона, ибо оно ему априорно и когда он читает призыв к добру прописанный в законе то с этим законом человек соглашается, но это исходит от внутреннего человека или от ума. Но существует еще "иной закон", то есть грех, он тоже назван законом потому что ему присущи черты закона: его слушаются, боятся оставить его исполнение. Этот закон противостоит "закону ума" (внутреннему человеку, естественному закону), и побеждает его, а с ним и письменный закон. Блаж. Феофилакт еще раз подчеркивает, что апостол обвиняет именно грех, греховный закон в противоборстве, а не человеческое тело (плоть), которое абсолютно не виновато что в нем обитает зло.

Изъяснение Каргелем этих стихов таково, что человек испытывает радость от того письменного закона который дан ему Богом, этот закон удовлетворяет добрую сущность в человеке. Но эту радость от Божественного закона может испытывать человек, которого Иван Вениаминович называет "возрожденным", видимо имея в виду просвещенного святым Крещением, искренно верующего и старающегося исполнять этот Божественный закон.

Так же как и святитель Феофилакт, Каргель говорит о греховном законе, который существует параллельно с Божественным, напомню, что апостол называет его "иной закон". Однако толкование известного проповедника несолько отлично от святителя.

Он (Каргель) считает что закон греха настолько связан с природой человека, что только уничтожение человеческой природы может освободить от этого закона, так как его (греховный закон) нельзя ни улучшить, ни изменить. Его действие всегда против Бога. Этот закон плотской, мирской, идущий от сатаны. Он настолько силен, что превосходит даже дух обитающий в человеке (Божественный?) и дух не может устоять. И если добрый закон внутри нового от Бога рожденного (возрожденного) человека, откуда он влияет через дух на душу, а через нее и на тело, то закон греха появляется вместе с человеком при его рождении и находится непосредственно в членах его тела. Греховный закон постоянно борется с добрым началом, и спокойствие от этой борьбы можно получить только через единение со Христом, единение достижимо через веру в Бога и исполнении Его закона, иначе человек никогда не сможет сотворить то доброе чего хочет, а все благие желания останутся всего лишь желаниями, и это будет продолжаться до тех пор пока греховный закон полностью подомнет под себя новое "Я" в человеке, который в свою очередь будет совершать только зло (грех).

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Гонения на христианство в первом столетии
В годы правления Нерона (54-68 н.э.) в Риме летом 64 года случился страшный пожар. Согласно Тациту, пожар вспыхнул при весьма странных обстоятельствах, которые оправдывали любые подозрения. Пламя вначале принялось буйствовать в районе цирка, затем достигло Палатинског ...

О добрых делах. Притча о милосердном самарянине
Притчу эту передает только один св. Лука, как ответ Господа на вопрос искушавшего, т.е. желавшего уловить Его в слове, книжника: "что сотворив, живот вечный наследую?" Господь заставляет лукавого законника самого дать ответ словами Второзакония 6:5 и кн. Лев ...