Священнослужители.

Истоки христианства » Священнослужители.

Глава Русской Православной Церкви внастоящее время - Патриарх Алексий II,

избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси

Иерархия Православной церкви

именуется «трехчинной»

, потому что она состоит из трех ступеней: диаконата, священства и архиерейства

.

Епископы

составляют высший чин в Церкви.

Епископы называются еще архиереями

, т. е. начальниками иереев (священников) Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на две категории — «белое» (женатое)

и «черное» (монашествующее)

. Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Они получают высшую степень благодати. Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами,

столичные же епископы называются митрополитами

, так как столица называется по-гречески митрополией В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием, т. е. наместником.

Священники

, а по-гречески иереи или пресвитеры

, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов. Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом. Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея

, или первенствующего священника, а главному между ними — звание протопресвитера

.

Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом

, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

Диаконы

составляют третий, низший, священный чин. «Диакон» слово греческое и означает: служитель. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона

. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон — архидиаконом

.


Другое по теме:

Становление религиоведения в XIX-XХ вв. как области научного знания
Процесс становления религиоведения как самостоятельной науки о религии начался в середине XIX в. и завершился в первых десятилетиях XX в. В первой половине XIX столетия то в одной, то в другой стране появлялись статьи, журналы, книги и даже учебники, в названии которы ...

Проблема двойничества в русской религиозной философии. Взгляд на проблему в антропологии Николая Бердяева
Проблема человека, была для великого русского, религиозного мыслителя Николая Александровича Бердяева, центральной составляющей его философского учения: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, т. е. в су ...