Современные воскресные школыСтраница 1
Основная программа обучения в современных Воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык. В некоторых школах действует долгосрочная программа обучения (в частности, в школе при московском храме Богоявления в Китай-городе программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводиться не только по воскресеньям, но и в другие дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» (Московская обл.) готовит иконописцев. На базе Воскресной школы существуют также спортивные и военно-патриотические организации: при школе Иоанно - Богословского монастыря в с. Пощупове (Рязанская епархия) создана организация «Православные витязи». В школе помимо основных предметов преподаются военная история России, строевая подготовка, автомобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совместно с родителями. Существуют Воскресные школы для дошкольного, школьного возраста, для взрослых, семейные, смешанные. Программа семейного обучения успешно реализуется, например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносныи Источник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах лишения свободы.
В России действуют также Воскресные школы представителей других христианских конфессий и других религий.
На примере двенадцатилетнего опыта работы при храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовническом районе г. Москвы можно представить о деятельности воскресной школы.
Главное концептуальное положение, на которое здесь ориентируются в своей деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители "проживают" день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного "православного клуба". В воскресной школе находят свое естественное продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь; которые раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и ее богослужении. Духовно значимым ориентиром выступает здесь традиция совершения в Древней Церкви, так называемых Агап (греч. ὰγὰπη)– братских трапез, которые еще назывались "вечери любви". Агапы были соединены с Евхаристией – приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающимся на божественной литургии. Это свидетельствует о возможности существования некой формы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с мистическим общением Бога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…
Другое по теме:
Учение прп. Симеона о сознательном характере обожения и о
необходимости достижения обожения еще в земной жизни
В настоящем разделе нашей работы мы рассмотрим те два аспекта учения преподобного Симеона об обожении, где он представляется наиболее оригинальным, а именно – учение прп. Симеона о том, что обожение человека совершается уже здесь, в земной жизни и в связи с этим учени ...
Основные этапы зарождения религии в первобытном обществе
Длившийся около 1,5 млн. лет, на протяжении «каменного века» — палеолита, процесс социогенеза и становления человека современного типа, человека разумного, завершился примерно 35-40 тыс. лет назад. Это был важный рубеж в развитии человечества, в рамках еще его доистор ...