Духовные аспекты заразности в патологии человека - анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви
Страница 2

Материалы » Духовные аспекты заразности в патологии человека - анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви

Таким образом, количество архитектурных форм, в которых может существовать материя, гораздо беднее ее фактического физического, химического разнообразия. Эта закономерность касается и других форм организации материи, включая информационные (духовные) аспекты, присущие организованному живому веществу, включая его высшие, разумные формы, в том числе человека и общество.

Следующий важный шаг в развитии теории организации сделал русский врач и философ А.А.Богданов.[8] Исходным пунктом его тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления[9] с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения – значит, изучать любую систему с точки зрения, как отношения всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов[10]. Самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. «…структурные отношения, - писал А.А. Богданов, - могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи решаются способами, аналогичными математическим. Более того, отношения количественные я рассматриваю как особый тип структурных, и самую математику – как раньше развившуюся, в силу особых причин, ветвь всеобщей организационной науки: этим объясняется гигантская практическая сила математики как орудия организации жизни».[11]

Таким образом, А.А.Богданов, как и Е.С.Федоров, утверждает со своей стороны, что количество организационных (архитектурных, конструктивных) форм существования материи значительно беднее разнообразия исходного материала, из которого они строятся. Следовательно, одни и те же формы организации и функционирования (анатомии и физиология) могут встречаться у объектов (и явлений) самой разнообразной природы. Это обстоятельство послужило А.А.Богданову для создания теории всеобщей организационной науки. Но если Е.С.Федоров говорил о неживой материи, то А.А. Богданов как врач и философ изучал, прежде всего, различные формы организации живой материи и общества. Поэтому его «Тектология» раскрывает вопросы, связанные с необходимостью организационной точки зрения на мир, общество и их проявления. Он обосновывает единство организационных методов, дает основные понятия организованности и дезорганизованности, анализирует основные организационные механизмы (формирования, регулирования), устойчивость и организованность форм существования материи, вскрывает законы, по которым происходит отбор возможных форм, в рамках которых материя движется и проявляется. С учетом общенаучного методологического значения теорий организации Е.С. Федорова и А.А.Богданова следует признать их прямое отношение к науке об эпидемическом процессе по ряду следующих причин.

Во-первых, эпидемиология является фундаментальной наукой в силу наличия у нее развитой системы категорий и законов, имеющих значение для понимания закономерностей возникновения и распространения любых заразных болезней человека (животных, растений, микроорганизмов).

Во-вторых, категории и законы эпидемиологии сами имеют общетеоретическое и методологическое значение для других гуманитарных наук, состоящее в том, что они, как и «структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин».[12]

Очищенные от биологического содержания они образуют методологический каркас и формы организации, в рамках которых функционируют не только биологически заразные явления и процессы, поражающие телесный состав человека (животных, растений, микроорганизмов), например, инфекционный, эпидемический процессы, но и информационно заразные

явления и процессы, точкой приложения которых является духовный

состав человека и общества. Примером движения духовно заразной информации-инфекции

от источника к реципиенту, подобного движению биологически заразной инфекции от ее источника (больного, заразоносителя) к здоровому организму, является процесс возникновения, распространения, течения и угасания определенных знаний, сведений, навыков, умений, примеров и моделей поведения (общественно полезных или вредных) в пространстве, времени, населении. Организация такого рода движения информации в пространстве, времени, населении представляет собой педагогическуюформу ее движения по схеме эпидемического процесса, как процесса возникновения и распространения знаний от специфического источника обучающей информации-инфекции (педагога) к восприимчивым реципиентам (учащимся).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Четыре благородные истины
Проповедь своего учения Будда на­чал с «четырёх благородных истин»: о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует стра ...

Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он ...